Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Я уверен, в точности передачи, но я не уверен в точности "приёмника". Об этом изначально и говорил. Вот если я вас спрошу, а как Моисей записывал текст, вы сможете мне это рассказать?
Ну да, в чем проблема? Я, правда, не специалист, помню приблизительно - но в принципе, конечно же, традиция сохранила эти сведения. Думаю, вы без труда найдете соответствующие работы.
Например, вот: https://evreimir.com/15171/

Первый свиток Торы Моше писал под прямую диктовку Б-га на протяжении 40 лет общения с Тв-рцом. Незадолго до своей смерти, 7 адара 2488АМ, Моше записал ещё 12 свитков Торы, согласно Мидрашу, для каждого колена сынов Израиля. Первый свиток — Сефер Тора — был помещён в Святая святых Мишкана. «Повелел Моше левитам, носящим Ковчег Союза Б-га, сказав: «Возьмите эту книгу учения и положите её у стенки Ковчега Союза Б-га, Всесильного вашего, и пусть будет она там у вас свидетельством» (Дварим, 31:26).

Все дошедшие до нас свитки Торы абсолютно идентичны. Сойферы (переписчики) Торы добились этого потому, что знали: «Вся Тора — это Имена Всевышнего, и всякий, кто учит её, как будто учит Имена Всевышнего, — говорится в книге Зоар (124 — а), -… и тот, кто пропускает хотя бы одну букву в ней, как будто порочит Имя Всевышнего.


Далее там рассказывается о мерах контроля, которые применяли, чтобы не допустить ошибки. Хотя в общем-то и так ясно, что в такой ситуации евреи применили все возможные в ту эпоху методы, чтобы не допустить ни малейшей ошибки. Например, подсчет букв (сегодня мы сказали бы "контрольные суммы").

Далее идет спор между ортодоксией и текстологией, сколько же именно ошибок внесли переписчики. Ибо, конечно же, внесли: не во все эпохи и не во всех ситуациях было возможно идеально соблюдать правила копирования. Ведь были и войны, и изгнания, и голод - много чего... Однако же, хотя поиск ошибок ведется уже много столетий, исследования текстологов наглядно демонстрируют: да, ошибки были, но незначительные. Не верите - почитайте прекрасную монографию Това "Текстология Ветхого завета", там есть в конце каталог из несколько тысяч ошибок. Или вот очень характерный пример: книга Вайнгрина, стр. 66
Ну, пропустили слово "хлеб", и что? Суть-то не меняется.

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Второе. Ну для вас это может быть и очевидный ответ.
Вы опять же не учитываете фактор истории. Ведь и до меня жили сто поколений, сотни миллионов евреев. И не мне одному Бог подтверждал истинность написанного. Перечитайте Ветхий завет, вы увидите, что Бог вновь и вновь посылал пророков - и никто из них не опровергал написанное ранее. И с Новым заветом то же самое - там люди тоже говорят с Богом, но Бог неизменно подтверждает правильность Танаха. И далее эта история не прекратилась: евреи продолжали получать подтверждения Танаха и очень развернутые объяснения от Бога, как понимать сказанное. Продолжаем и сегодня.

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
А вы значит делали не под присутствием и контролем Бога? Но тогда, кто "исправлял" вас?
Разумеется, тоже в присутствии и под контролем. Да, человек порой слышит неточно, поэтому можно переспросить, можно задать вопрос другим сущностям воинства Господня, можно перепроверить, можно что-то подтвердить или опровергнуть логически. Поэтому, смею надеяться, в курсе ошибок немного. Хватает, конечно, орфографических ошибок работа по редактуре и корректуре еще не закончена. Но по смыслу все достаточно точно.

Иногда - нечасто - мы все же что-то обнаруживаем, ведь там далеко не все диктовал Бог (в отличие от Пятикнижия). Но это обычно тонкие нюансы, которые человек непосвященный и вовсе не заметил бы.

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Не забыл, просто не в курсе. Слышал, но мельком.
Честно говоря, сложно представить, как передается точно устный текст, особенно в размерах превышающий Танах в тысячу раз.
Хорошо, объясню. Нет, это не Веды, которые заучивали наизусть. Это вообще не текст. Это знания.

Легче всего понять на примере любой современной науки, скажем, математики. Нормальный преподаватель в университете может рассказывать лекции, вообще не заглядывая в учебники и справочники. (А я, в свою очередь, могу аналогичным образом консультировать старшего сына по школьной математике.) Более того, если даже какая-то формула забудется, то ее всегда можно вывести заново или переспросить у коллег. Грубо говоря, соберите сто ведущих математиков мира и отберите у них все математические книги - они смогут написать их заново, то есть восстановить практически всю математику.

Так и здесь. Только "ведущих математиков" было не сто, а сотни тысяч - в хорошие времена Устную Тору тщательно изучали в каждой семье (как и сегодня изучают ортодоксальные евреи). При этом Бог все же заповедал записать сжатый справочник, содержащий все ключевые формулы - а именно, Танах. Чтобы вы знали, это же не однородный текст, там есть целые слои комментариев: Второзаконие есть комментарий на первые 4 книги, Псалтырь - подробнейший пятичастный каббалистический комментарий ко всему Пятикнижию, Хроники - своего рода комментарий к книгам Шмуэля и Царей.

Устное обучение несравненно эффективнее самостоятельного штудирования справочника. Это верно и для обычных наук, вроде математики (ваш покорный слуга пытался в детстве учить математику по справочнику Корнов; не получилось). Тем более это верно для Божественного Учения, где каждая буква наполнена десятками и сотнями смыслов. Когда отец, вдохновленный Богом, рассказывает сыну о глубоких смыслах тех или иных слов или поступков праотцев, он это делает так и такими словами, которые необходимы конкретно этому сыну! И это не просто зубрежка, а активный диалог: сын задает вопросы, отец отвечает, находит примеры и параллели в обычной жизни, и так далее.

Мой учитель учился у рава Ицхака Зильбера, ведущего авторитета Торы недавнего прошлого. Он рассказал мне эпизод одного из реальных уроков. Один из студентов на уроке заснул (не выспался, наверно). В это время его товарищ задал раву Ицхаку некий сложный вопрос. Рав подумал и развернуто ответил. Через какое-то время заснувший студент проснулся и задал раву тот же самый вопрос, слово в слово. Рав Ицхак снова подумал и дал развернутый ответ, но... абсолютно иной. После урока мой учитель подошел к раву и спросил: как так может быть, почему вы ответили по-разному на одно и то же? Тот говорит: так ведь эти студенты совершенно разные! Соответственно, и спрашивают они совершенно о разном!

Так-то это азбука преподавания, но, боюсь, в современных школах и вузах этому принципу не слишком-то следуют. Вот, есть учебник - зубрите...

К Устной же Торе так относиться нельзя. Именно поэтому запись Мишны и Талмудов считается трагедией, а не достижением. Они нарушили запрет Творца! Да, у них были уважительные причины - римляне начали охоту за мудрецами Торы, образованных людей осталось не сотни тысяч, а тысячи, возник риск утраты значиельной части Учения. Но... когда Талмуд был записан, он был зафиксирован и прибрел черты той самой "мертвой буквы", которая может подменить живое обучение.

В случае христианства, очевидно, был тот же самый процесс. Живые, яркие проповеди Иисуса, его споры с учениками, страстный духовный поиск, колебания и открытия апостолов были записаны (не под "диктовку" Бога, как Второзаконие, а просто по памяти). Затем Церковь превратила их в канонический текст. И возник догмат: все это есть истина в последней инстанции, сомневаться нельзя. Результаты вам известны лучше, чем мне. Пусть даже Павел ошибся в прогнозах, пусть даже это теперь совершенно очевидно - нет, лучше мы закроем глаза на реальность, только бы не уронить авторитет Павла. (Или, Боже упаси, Самого Иисуса.)

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Уже цитировали. Да и я вроде знаю эти стихи. Потому и спросил откуда у вас были взяты те вопросы. Ответа не получил
Не знаю, о чем вы. Попробуйте повторить вопросы, которые я "откуда-то взял".

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Скорее, не понимаю. Вы периодически говорите про 8-й день, но для меня это звучит как информация о новой религии.
Отличие от существующих религий примерно такое же, как отличие дарования Торы от веры в Зевса.

Любая из существующих религий (включая, разумеется, иудаизм) подразумевает некую недосказанность, неопределенность. Вот, Бог есть, а поговорить с Ним нельзя (или могут только избранные). Вот, Бог учит так-то, но в это надо поверить - проверить нельзя. Вот, есть какие-то авторитеты, которым положено доверять. И самое главное - есть моя религия, но есть еще и другие, они, наверно, заблуждаются. А есть еще наука...

В 8-м Дне все это так же немыслимо, как было немыслимо в момент дарования Торы у горы Хорев. Только уже в масштабе всего человечества. Уже нет понятия "Учение Бога" или "научные дисциплины", есть единая система знаний. Первоисточник любых знаний - Бог, но люди активно участвуют в процессе и сами получают знания по Его благословению в рамках научной работы. Нам уже довелось чуть-чуть с этим соприкоснуться: Бог дает базовый постулат ("наводку"), мы его разрабатываем, математически обосновываем и затем проверяем в эксперименте. Но, конечно, в 8-м Дне все это будет несопоставимо масштабнее.

Цитата Сообщение от captain Посмотреть сообщение
Но вы над этим работаете?
Не люблю использовать выражения "я работаю над собой" и аналогичные. Скажем так, к нам постепенно повышается уровень требований. То, что прощалось ранее, теперь под жестким запретом.

Один из самых очевидных примеров - принцип аль пи hа-дин. Пусть не в полной мере, но он уже работает в нашей жизни:
https://algart.net/ru/8th_day_of_cre...n_al_pi_ha_din
Если очень грубо, то идея Всемилостивого, Всеблагого и Всепрощающего Отца уже нерелевантна. Хотим мы этого или нет, но относятся к нам строже. Подробности по ссылке.