СИНЕРГИЗМ – ЭТО НЕ БОЖИЕ СПАСЕНИЕ!
Алан Кершнер
Кальвинистско-арминианские дебаты на протяжении всей истории Церкви – это дебаты между тем, что называется синергизмом и монергизмом. Третий вариант невозможен, разве что в виде пелагианства. Для новичков будет поучительно выявить две многовековые ветви христианского богословия, или, другими словами, два различных взгляда на спасение.

Показать полностью..
Первый вариант (арминианство) утверждает то, что называется синергизмом. Те, кто верят в это, считают, что в мире есть две силы, необходимые для обеспечения возрождения грешника, и возрождение осуществляется через их сотрудничество: воля человека и благодать Святого Духа. Говоря другими словами, работа Святого Духа зависит от твари и осуществляется совместно с ней. Эти люди могут искренне сказать: «Я верю в благодать». Но на самом деле они считают, что благодать не только недостаточна, но что человек необходим для того, чтобы она была эффективна. Можно сказать, что эти люди являются «функциональными» арминианами потому, что хотя некоторые из них отрицают сам ярлык, по сути их теология синергична (хотя их мнение о себе не согласуется с тем, чему они учат).
Вторая группа верующих (кальвинисты-монергисты) утверждают, что есть только одна сила во вселенной, благодать, которая производит возрождение в жизни грешника, и прежде всего из-за того, что человек духовно мертв и морально неспособен. Святой Дух выполняет чудо духовного возрождения Сам, помимо человека (единое действие). Благодать достаточна, чтобы быть действенной, и не зависит от какого-либо действия человека. Другими словами, Святой Дух не просто шепчет грешнику в ухо и надеется, что бунтующий человек будет «сотрудничать» с ним, тогда как он находится в состоянии ожесточения и восстания. Святой Дух проникает в волю человека и совершает чудо возрождения, создания духовной жизни. Это только благодать. Не вера предшествует возрождению, а возрождение вере (Еф.2.4-5, Иоан.1.12-13, 8.47).
Арминиане не могут утверждать монергизм благодати, они всегда должны будут считать, что свою окончательную судьбу определяеи тварь, а не Бог. Я должен дать арминианам, однако, некоторую поблажку. Даже не зная о кальвинизме, они молятся: «Боже, измени сердце моих неверующих близких». Я никогда не слышал, чтобы они молились: «Господи, стучись в мое сердце, но не меняй его, если я не дам на то разрешения». Кальвинизм молится и подтверждает библейскую истину последовательно.