Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
Нет, Толстой вбирал в своё мировоззрение все религии, рассматривая только их нравственную сторону, ему было чуждо христианское учение о спасении. Христа, Толстой рассматривал только в нравственном плане. Ничего общего с Лютером! Толстой вбирал и буддизм, индуизм, и если характеризовать религиозные взгляды Толстого, то он был ближе к теософическим учениям, развивающим общие мировоззренческие принципы, на фоне смешивания религий. Толстой хорошо был знаком с буддизмом, более того, его идеи ненасилия были во многом следствием того духовного влияния, которое имело на него буддийское учение. В свои сборники «Мысли мудрых людей на каждый день», «Для души», «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни» Толстой включил немало изречений из пуран, упанишад, «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и законов Ману. Особенно ценил он «Бхагавад-гиту». Знаком он был с ними по французским и английским источникам. Если резюмировать, то Толстой, это такой общерелигиозник, нью-эйджер.
Начнем с того, что Толстой был образованнейшим человеком своего времени.
Причем самоучка. Он рано осиротел.
Воспитанием четырех братьев и сестры занимались тетушки.
Лев был самым младшим из братьев и самым проблемным.
Казанский университет он так и не окончил.
Но потом, уже автором Детства и Отрочества, Севастопольских рассказов,
уже семейным человеком он всю оставшуюся жизнь будет учиться, учиться и еще раз учиться!
Он знал многие европейские языки, латинский, древнегреческий, не дался ему только японский.

В "Круге чтения" он оставит следующую цитату:

Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения, между тем как внешние проявления веры и политическая своекорыстная деятельность суть главные препятствия движению вперед человечества. Деятельность и духовенства, и государства противоположны религии. Сущность религии, вечная и божественная, одинаково наполняет сердце человека везде, где только оно чувствует и бьется. Все наши исследования указывают нам на единую основу всех великих религий, на единое учение, развивающееся с самого начала жизни человечества до настоящего дня.
В глубине всех вер течет поток единой вечной истины.
Пускай парсы носят свои таовиды, евреи свои филактерии, Христиане свой крест, мусульмане свой полумесяц, но пусть все они помнят, что это только внешние знаки, но основная сущность всех религий – любовь к ближнему – одинаково требуется Ману, Зороастром, Буддой, Моисеем, Сократом, Гиллелем, Иисусом, Павлом, Магометом.
Морис Флюгель