Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Показано с 1 по 10 из 10

Тема: Малоизвестная история Христианства: Церкви Востока

Древовидный режим

  1. #2
    веб-мастер портала Аватар для Vardan
    Регистрация
    10.03.2020
    Адрес
    путешественник
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    6,127
    Записей в дневнике
    16
    Упоминаний
    29 сообщений
    Продолжение статьи

    карта распространения Христианства.jpg
    Карта Сассанийской Персидской Империи


    В VI в. географ Косма Индикоплов описал этот восточный мир в терминах, которые, хотя и не всегда точны, показывают, как люди того времени оценивали масштаб Азии, которая простиралась до Циницы, Китая. Сам Косма, который, вероятно, был несторианином, получил свое имя потому, что путешествовал по Индии. Он подсчитал ширину Евразии от Китая до Атлантики — это примерно четыреста стадий, или двенадцать тысяч миль (в среднем стадия — тридцать миль):

    Измерение должно быть сделано таким образом: от Циницы до границ Персии, между которыми включена вся Iouvia [земля гуннов?], Индия и страна Бактрия, — как минимум около ста пятидесяти стадий; вся страна персов занимает восемьдесят стадий; от Нисивина до Селевкии — тринадцать стадий; от Селевкии до Рима, галлов и Иберии, жители которых теперь называются испанцами, и далее в Гадир, который лежит к океану, более ста пятидесяти стадий; таким образом, общее количество стадий должно быть около четырех сотен.

    Таков был масштаб мира, в котором восточные христиане стремились нести благую весть.

    Великая Антиохия на Оронте, город, где впервые возникло именование «христиане», была конечной точкой древнего торгового пути, соединяющего средиземноморский мир с Персией и Центральной Азией. На протяжении поздней античности и средневековья легендарный Шелковый путь пролегал из Сирии в северную Персию и в страны Узбекистана и Туркменистана. За Мервом путешественники пересекали реку Оксус (Амударья), чтобы войти в саму Центральную Азию, и достигали Бухары и Самарканда. Маршрут до сердца Китая в конечном итоге занимал более 4500 миль. Как писал Косма: «Тот, кто приезжает по суше из Циницы в Персию, очень значительно сокращает продолжительность путешествия». Из Бухары можно было следовать по ветвящимися дорогам и путям, которые связывали Центральную Азию с Индийским субконтинентом.

    Сосредоточившись на римских границах раннего христианства, мы забываем, насколько доступными были эти азиатские земли для ближневосточных верующих, для христиан в Антиохии или в Эдессе. Мы едва ли удивимся, узнав, что к 200 г. н.э. христиане жили в Галлии и Великобритании, в Карфагене и в Северо-Западной Африке. На деле же христиане распространились далеко за пределы этих территорий. От Иерусалима до Афин 800 миль по прямой, до Рима — 1400, до Карфагена — полторы тысячи миль и более 2000 — до Парижа или Лондона. Но только представьте себе, что вы путешествуете* на такие расстояния по суше, а не по морю, в противоположном направлении. Если идти на восток от Иерусалима, то до Багдада всего 600 миль, от Иерусалима до Тегерана чуть меньше тысячи миль, в то время как расстояние до Мерва — 1400 миль и 1850 миль — до Самар*канда. Иерусалим находится в равной удаленности от Мерва и Рима. На самом деле Иерусалим находится ближе к, казалось бы, экзотическим *территориям Центральной Азии, чем к Франции. И если идти на запад означало полагаться на римскую власть, то путешественники, идущие на восток, зависели от власти персидской. Как и в Европе, ранние последователи Иисуса расходились по миру, уже широко колонизированному евреями, которые сделали Месопотамию интеллектуальным центром своей веры. Между IV и VI вв. процветающие еврейские академии создали Вавилонский талмуд.

    Кроме того, древние морские маршруты соединяли средиземноморский и индийский миры, а многочисленные находки римских товаров на юге Индии напоминают нам о морском движении из Египта. Между IV и IX вв. христианские общины распространились по побережью Индийского океана, Красного моря и Персидского залива. Крупные поселения и церкви существовали по всей Аравии и в Йемене, в Персии и южной Индии. Если ранние христиане добрались до Ирландии, ничто не мешало им добраться до Шри-Ланки.

    Потерянные царства

    Неудивительно, что для того чтобы найти самые ранние христианские государства в мире, мы должны заглянуть за пределы Рима. Первым в мире христианским царством была Осроена, расположенная за восточными границами Римской империи, со столицей в Эдессе: ее правитель принял христианство около 200 г. н.э. Это государство существовало недолго. Соседняя Армения сделала христианство официальной религией около 300 г. и сохранила ее вплоть до наших дней. Это христианское царство достигло своего расцвета при Багратидах в раннем средневековье, когда столица Армянского царства Ани стала одним из великих городов восточного христианского мира. Хотя Ани была городом-призраком на протяжении многих веков, сохранилось достаточно руин соборов, церквей, базилик и монастырей, чтобы понять, почему ее называли «городом 1001 церкви». Если бы это место находилось в Западной Европе, его бы лелеяли так же, как Шартр или Йоркский собор. Обращение Армении привело к созданию армянского алфавита к V в., а вскоре и к появлению замечательных литературных памятников. Христианство неразрывно связано с армянской культурой, самобытностью и всей армянской нацией.

    Грузия приняла христианство вскоре после Армении. Обе страны оставили великолепное наследие в виде древних церквей и монастырей, не говоря уже о христианском рукописном искусстве. Грузия также получила алфавит от христианских миссионеров ( а точнее, в этом помог создатель армянского алфавита Месроп Маштоц). К востоку от Осроены находилось небольшое пограничное государство Адиабена, со столицей в Арбеле. Независимо от того, приняло ли оно христианство официально, как утверждает легенда, Арбела, несомненно, была раннехристианским центром (в ней также жило множество иудеев)].

    Влияние христианства в Египте было столь велико, что оно распространялось вверх по течению Нила глубоко в Африку, а возглавили этот путь сирийские миссионеры. С VI по XV вв. Нубия была христианской, занимала районы между Хартумом и Асуаном, на границе современных Египта и Судана. Церкви и соборы Нубии были украшены богатыми фресками в византийском стиле, изображающими ее темнокожих царей в царских одеждах. Главный собор в Фарасе был украшен сотнями фресок царей и епископов, святых и библейских персонажей. Эти изображения были долго скрыты под песками и вновь открыты в 1960-х годах. Это христианское государство стало крупным игроком в африканской политической системе. В 745 г. ее царь вторгся в Египет с целью защиты патриарха Александрийского:

    И были во владычестве Кириака, царя Нубийского, тринадцать царей, правящих царством и страной. Он был православным эфиопским царем аль-Мукурры; и он был наделен полномочиями Великого Царя, на которого корона спустилась с Небес; и правил он до южных концов земли.

    К 830-м гг. патриарх Александрийский «назначил многих епископов и отправил их во все места под престолом святого евангелиста Марка, включая Африку, в пять городов и Аль-Кайруван, Триполи, землю Египта, Абиссинию и Нубию».

    Эфиопия, или Абиссиния, была еще более могущественна, чем Нубия, и христианство там имеет давнюю историю. Оно появилось в стране задолго до того, как Константин принял христианскую веру. Древней столицей царства был Аксум, который исторически был ключевым пунктом контакта с Египтом времен династий фараонов, и к 340 году в нем находилась главная христианская кафедра всего царства. В течение следующих трех столетий Библия и литургия были переведены на местный язык геэз. Считается, что с конца V в. у сирийских христиан появилось монашество, что привело и к созданию многих общин на севере Эфиопии. Когда европейцы открыли страну в XVII в., они были поражены тем, насколько сильно местные христиане были преданы своей вере. Даже автор из прокатолической Португалии, где религиозных учреждений было достаточно, утверждал, что

    ни в какой стране в мире нет такого множества церквей, монастырей и церковнослужителей, как в Абиссинии; невозможно петь в одной церкви, чтобы тебя не слышали в другой или даже в нескольких* разом... Этот народ имеет естественное расположение к добру; они очень щедры в своем милосердии, они очень часто посещают церкви и прилежно украшают их; они практикуют пост и другие умерщвения [плоти]... [они] сохраняют в великой мере набожный пыл первобытных христиан.

    Христианское наследие Эфиопии, накопленное за 18 веков существования, настолько богато, что его невозможно подробно описать здесь. Подчеркнем лишь, насколько христианская традиция утвердилась этой в восточноафриканской стране. Когда эфиопы читают или слышат Библию, им не нужно представлять, что описываемые в ней события далеко отстоят от них во времени или пространстве. Аксум, в конце концов, является признанным домом Ковчега Завета. Священный ландшафт не менее очевиден в Лалибеле, Новом Иерусалиме, где находится множество *поразительных скальных церквей, построенных в XIII в., которые являются одним из чудес средневековой архитектуры. Средневековая правящая династия претендовала на происхождение от Соломона и царицы Савской, эта история рассказывается в хронике XIV в. Кебра Нагаст. Кто может сомневаться в том, что Эфиопия является истинным Израилем?

    Эфиопское христианство было полностью африканским, хотя церковь зависела от патриархов или пап Александрии, которые правили через своих представителей, abunas. Местные монахи-лидеры боролись с ними за власть: африканцы спорили с африканцами. Иногда эта страна была мощным союзником для христиан Египта, живших под мусульманским правлением: еще в XIV веке Эфиопия пыталась предотвратить продолжающееся преследования христиан в Египте, угрожая запрудить Нил.

    Несториане и яковиты

    Когда христиане выезжали за границы Рима, они выходили из-под защиты империи. Но сам факт подчинения имперской власти мог быть неоднозначным благословением. Уже к III в. христиане в значительной степени присутствовали на юге Персии вдоль залива. Как только Рим стал христианским, связь с этим иностранным правительством усложнила жизнь христиан, живущим под властью враждебной сверхдержавы (с III по VII вв. н.э. Персией управляла могущественная династия Сасанидов). В ответ на это персы казнили сотни епископов и представителей духовенства, начав гонение на христиан, по меньшей мере столь же суровое, как и все гонения, которые когда-либо совершались языческим Римом в отношении христиан до этого, вместе взятые: в IV в. персы за сорок лет убили шестнадцать тысяч верующих христиан.

    Тем не менее существование вне досягаемости римской власти имело преимущества для религиозных групп, которые оказались осужденными или запрещенными имперскими властями, — для евреев, а также для тех христианских общин, которые традиционные католики/православные считали еретическими. По мере того как церковно-государственный союз прочнее укоренялся в Риме и Константинополе, все больше верующих христиан были вынуждены бежать за границу, особенно в слабо контролируемые пограничные земли, которые и стали плодородной почвой для религиозных инноваций и взаимодействия. Число таких религиозных диссидентов и значимость вносимого ими вклада неуклонно росли, что привело к расколу V в., начавшемуся из-за разногласий в вопросе отношения между человеческой и божественной природами Христа. Миафизитское учение (автор здесь употребляет слово монофизитство, что не верно по отношению к сказанному, и правильнее говорить о миафизитстве) доминировало в Сирии и Египте, а также преобладало в христианских государствах Армении и Эфиопии. Православные сторонники Халкидонского собора были настолько малочисленны, что их пренебрежительно называли «мелькитами» — «людьми императора» — предполагая, что только их желание угодить правительству может служить причиной их заблуждения.

    После того как христианские лидеры освободились от римского контроля, они могли свободно создавать свои собственные церкви, следуя доктринам, которые считали правильными. В Персидской империи главная христианская церковь базировалась в двойном городе Селевкии-Ктесифоне, имперской столице, которая была преемником древнего Вавилона, и самом густонаселенным городом в мире. Эта церковь последовала учению Нестория после 431 г., отделившись от власти Антиохии: в 498 г. ее глава, католикос, приобрел титул патриарха Вавилонского, патриарха Востока. В VI в. азиатские монофизиты* (возможно автор путает с миафизитами*) также разработали свой собственный церковный аппарат, благодаря организаторским способностям Якова Барадея. В Эдессе Яков создал целую подпольную церковь, в которой рукоположил двух патриархов и 89 епископов. Эти две церкви, несторианская и яковитская, были могущественными соперниками ортодоксии, державшей власть в Константинополе.

    Персы тем временем были рады обнаружить, что так много римских подданных недовольны римским владычеством, и взяли под свою защиту этих потенциальных врагов римской власти. В 550 г. Косма Индикоплов писал: "Также среди бактрийцев, гуннов и персов, и остальных индийцев, персармян, мидийцев и эламитов, и по всей земле Персии нет предела числу церквей с епископами и очень большими общинами христианского люда, а также многими мучениками и монахами, живущими отшельнической жизнью".

    Несториане и другие неортодоксальные церкви поначалу хорошо сосуществовали с мусульманским режимом, который вытеснил персов и принимал своих христианских подданных как данников и налогоплательщиков, если не как равных.

  2. 1 пользователь сказал cпасибо Vardan за это полезное сообщение::


Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®