В Священном Писании Дерево часто используется в качестве символа. Мы понимаем, что буквальный смысл символов доступен не всякому читателю, а посвящённому, поэтому, дальнейшая информация не может считаться окончательным вариантом. Бог предупредил нас: «А путь праведных — как свет утренней зари, Который становится всё ярче и ярче до наступления полудня.» (Притчи 4:8). Поэтому будем внимательны к другим комментариям этого вопроса. Ведь мы не знаем через кого Богу будет угодно дать нам актуальный на сегодняшний день ответ.
Символическое значение слова «дерево» мы находим в книге Бытие: «дерево жизни», «дерево познания добра и зла». Деревья также символизируют отдельных людей, правителей и царства. Например, падение фараона и его многолюдья уподобляется в пророчестве тому, как срубают величественный кедр (Иез, гл. 31), а могучее дерево в пророчестве Даниила представляет правление «над царством человеческим» (Дан 4:10—26). Праведный человек сравнивается с деревом, посаженным у потоков вод (Пс 1:3), у которого густая листва и которое плодоносит даже во время засухи (Иер 17:8).Деревья упоминаются в связи с изобилием и мирными и счастливыми условиями, к которым приводит правление Иеговы и восстановление его народа (1Лт 16:33; Пс 96:12; 148:9; Иса 55:12; Иез 34:27; 36:30).
Вопрос сегодняшней темы касался символизма деревьев в отношении отдельных людей. Иисус, как и Иоанн Креститель до него, приводил в пример деревья, чтобы показать, как важно приносить плоды истинной праведности (Мф 3:10; 7:15—20). Поскольку в те времена в Палестине плодовые деревья облагались налогом, дерево, которое не давало плодов (по сути, мертвое), было бременем для хозяина, и поэтому его срубали и уничтожали (Лк 13:6—9). В Иуды 12 с деревьями, которые осенью не дают плодов, дважды умершими, сравниваются безнравственные люди, проникшие в христианское собрание. Выражение «дважды умершие» может подчеркивать мысль о том, что они мертвы в полном смысле этого слова, или же может означать, что они мертвы в двух отношениях: 1) бесплодны и 2) буквально мертвы, не жизнеспособны. От таких деревьев как инжир (смоковница) хозяин в праве был ожидать урожай два раза в год (весенние - первые смоквы и осенние -поздние). Если смоковница (человек) не приносит урожай ранних смокв (не рождён израильтянином) и не приносит урожай поздних смокв (в течении жизни так и не стал служить Богу) она подлежит уничтожению как «дважды умершая» (и буквально и духовно): «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матфея 3:10); «бойтесь того, кто может погубить в гее́нне и душу, и тело» (Матфея 10:28).
как отличить колючий кустарник и гнилое древо от древ хороших?
Мы можем найти их описание во многих книгах Священного Писания. Сегодня я бы предложила перечитать книгу Иуды она состоит всего из 25 стихов и достаточно чётко характеризует «дважды умерших» с точки зрения Бога (прочтите внимательно стих Иуды 12). Интересно сравнить его переводы.
«Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это — безводные облака́, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;» (Иуды 12 СП)
«Эти люди пируют с вами на ваших дружеских пирах, но они — подводные рифы, пастухи, которые бесстыдно набивают желудок. Они — безводные облака, носимые ветром, деревья, не приносящие осенью плоды, высохшие и вырванные с корнем» (Иуды 12 перевод 2021г.)
Эти переводы дополняют друг друга. Синодальный указывает словосочетанием «дважды умершие» на окончательный приговор бездуховных людей, а перевод 2021г., фразой «пастухи, которые бесстыдно набивают желудок» указывают на тех, кто из корысти пасёт стадо (возможно питаясь овцами, о которых должны заботиться). «Эти люди ропщут, жалуются на свою долю в жизни и идут на поводу у своих желаний. Они хвастаются без меры и ради собственной выгоды льстят другим.» (Иуды 16).
Вы, прочтя полностью книгу Иуды найдёте ту информацию, которую Бог предназначил лично для Вас. Я хочу закончить свой комментарий словами Иуды из 27 стиха: «тому, кто в силах уберечь вас от падения и сделать так, чтобы вы стояли безупречными перед его славой и ликовали, единственному Богу, тому, кто спасает нас через Иисуса Христа, нашего Господа, пусть будет слава, величие, могущество и власть во всей вечности — в прошлом, настоящем и будущем. Аминь.».