Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Показано с 1 по 20 из 131

Тема: Первенство Апостола Петра и Римского Епископа

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    04.05.2022
    Адрес
    Россия
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    9,191
    Упоминаний
    1 сообщений
    Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
    Достижение обожения

    Итак, каким образом, с практической точки зрения, человек может достигнуть обожения? Перечислим необходимые шаги в этом процессе, предлагаемые сторонниками этого взгляда.

    1. Синергизм

    Сторонники теозиса настаивают на том, что обожение человека осуществляется сотрудничеством обоживающего и обоживаемого. С одной стороны, необходимо участие Божьего Духа. По Максиму Исповеднику: «Одной только божественной благодати по природе свойственно соответственно [восприимчивости] сущих даровать обожение» .
    А с другой стороны, человек тоже должен предлагать собственные усилия. Его основополагающий ответ – это вера. Но вера сопровождается несколькими конкретными действиями, которые перечислим ниже. По этому поводу Лосский пишет о концепции «стяжания Духа Святого». Оно состоит в приобретении благодати посредством личного подвига. Он пишет: «Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия… Доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стяжанию благодати».

    По мнению Лосского, получается интересное взаимодействие между усилиями человека и Божьей благодатью. Согласно принципу «синергизма», они взаимозависимы друг с другом:

    «Следовательно, благодать не есть награда за заслуги человеческой воли, как того хотел бы Пелагий; но она также не является причиной “заслуги” нашей свободной воли. Ведь речь идет не о заслугах, а о соработничестве, о синергии двух воль, божественной и человеческой, о согласии, в котором благодать все более и более раскрывается, оказывается присвоенной, “стяженной” человеческой личностью. Благодать – это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. Однако, ни эти усилия ни в чем не определяют самой благодати, ни благодать ни влияет на нашу свободу в качестве какой-то посторонней силы».

    2. Участие в таинствах

    Согласно сакраментальному богословию, благодать, которая предлагается Богом человеку, доступна ему через участие в священных таинствах. По поводу участия в таинствах, Иларион пишет: «В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя, и воссозидая в жизнь вечную». Следовательно, для достижения обожения человек зависит от Церкви, которая, по православному учению, обладает исключительным правом на преподавание священных таинств. Лосский пишет, что в Церкви есть «все объективные условия» для обожения .
    Человек делает свой первый шаг в сторону приобретения Божьей благодати к обожению через принятие водного крещения. Григорий Нисский посвятил целый раздел трактата воздействию водного крещения в деле обожения (см. Большое огласительное слово, 35).
    Также к обожению приводит причастие. Григорий Нисский уделил особое внимание воздействию причастия в деле обожения в своем Огласительном слове (см. Большое огласительное слово, 37). На этот счет Иоанн Дамаскин написал следующее:

    «Причащением же это таинство называется потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисуса. Еще называется оно общением и воистину есть (общение) потому, что через него мы входим в общение со Христом и делаемся причастниками Его плоти и Божества».

    Причастие также обоживает человеческое тело. Прочтем из учения Кирилла Александрийского на этот счет: «Обожившись, плоть Христа, в свою очередь, обоживает плоть тех, кто через евхаристическое общение объединяет себя с Ним».

    3. Моральный образ жизни

    Человек, проходящий путь к тезису, должен активно стремиться к Богу . Это включает в себя очищение от греха, совершение добрых дел и проявление любви. Иоанн Дамаскин написал: «(Заповеди) делают человека богом через благодать Того, Кто дал (их)» . Максим Исповедник сказал: «Любовь делает человека богом» и «Исполнение заповедей соединяет со Христом, ибо они суть его энергии».

    4. Почитание святых

    Также предполагается, что некоторые литургические действия способствуют тезису, в том числе, почитание икон, креста, Божьей матери и мощей . Иларион, например, описывает силу креста так: «Крест является символом Самого Христа и наделен чудодейственной силой». Дальше читаем: «Никогда не молимся самой иконе, а к кресту мы обращаемся как к чему-то, что способно слышать нас» . Мандзаридис так пишет о «обоживающей благодати» мощей:

    «Почитание святых мощей основано на связи, которую они имеют с обоживающей благодатью, которая, объединившись со всем человеком, не отходит от тела после смерти, но остается с ним, так же, как божественность Христа не отошла от Его животворящего тела на момент Его смерти на кресте, но продолжал быть соединенным с Ним».

    5. Созерцание

    Некоторые отцы Церкви, равно и как современные мистики, делают большой упор на достижение теозиса через созерцание. Рубарчук отмечает, что, на самом деле, в православной вере предлагается два пути к обожению: как через таинства, так и через прямой мистический опыт с Богом. Дело в том, что, поскольку и тот и другой путь принят Православной Церковью, существует некоторое «трение» между ними .
    Псевдо-Дионисий предлагал три шага к достижению теозиса мистическим путем, которые неслучайно совпадают с неоплатоническим «восхождением» к Богу: очищение, прозрение и единение. Но он включает в число необходимых элементов для достижения обожения и участие в таинствах.

    Максим Исповедник также придерживался мистического пути, но настаивал и на том, чтобы он был основан на святом образе жизни. Серафим Саровский и, вслед за ним, Сергей Булгаков советовали людям, ищущим обожения, «опустошать себя», чтобы Дух Божий мог их наполнять. Лосский полагал, что пребывание в монастыре способствует мистическому восхождению к Богу, но он не считал это обязательным.

    Неотъемлемая часть восхождения к Богу мистическим путем – это молитва.
    опыт исихастов с их созерцанием фаворского света (интериорная эстетика) весьма актуален для понимания того, что такое обожение

    Снимок3.jpg

  2. #2
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    4,369
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Sergey Raisky Посмотреть сообщение
    опыт исихастов с их созерцанием фаворского света (интериорная эстетика) весьма актуален для понимания того, что такое обожение
    Сергей, можно еще отметить, что в каждой христианской традиции будет своя методология обожения, своя схема средств благодати, свой механизм как происходит обожение. Если например православные, в обожении будут делать особый упор на таинствах, то протестанты будут делать упор на другой схеме, касательно освящения. Конечно это не отменяет тех протестантов, которые тоже учат о Крещении и Евхаристии, как таинствах, как сакраментальном действии, они тоже будут включать таинства в обожение, как средства благодати. Если в методологии православных будет говориться о нетварных энергиях, то в методологии католиков будет говориться о тварных энергиях, как внутреннем даре, который Бог сотворяет в верующих. Но тем или иным образом, все христианские традиции учат об обожении, кто-то это называет освящением.

  3. 1 пользователь сказал cпасибо Денис Васильевич за это полезное сообщение::

    air

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®