Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Два источника в Торе (Ветхий завет). Книга Чисел глава 16.

Древовидный режим

  1. #1
    Новичок
    Регистрация
    03.10.2025
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    9
    Упоминаний
    0 сообщений

    Два источника в Торе (Ветхий завет). Книга Чисел глава 16.

    Один рассказ – это рассказ о бунте Датама и Авирама. Он выделен в нашем тексте подчеркиванием.
    Вот он.

    1b И Датан и Авиран, сыны Елиава, и Он, сын Пелета, сыны Рувимовы,
    2a Восстали против Моисея,
    12 И послал Моисей позвать Датана и Авирана, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем!
    13 Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? И ты еще хочешь властвовать над нами!
    14 Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? Так еще иглаза людей сих ты хочешь вынуть? Не пойдем!
    15 Моисей очень возмутился и сказал Яхве: не принимай их приношений; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.
    25 И встал Моисей, и пошел к Датану и Авирану, пошли за ним старейшины Израиля.
    27b а Датан и Авиран вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими, и сыновьями своими, и с малыми детьми своими.
    28 И сказал Моисей: этим узнаете, что Яхве послал меня сделать все это, а не сам я,
    29 Если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такая же участь, как всех людей, то не Яхве послал меня;
    30 Но если необычайное сотворит Яхве, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в шеол, то знайте, что люди сии презрели Яхве.
    31 Лишь только он сказал слова сии, расселась почва под ними;
    32a и раскрыла земля рот свой, и поглотила их и домы их,
    33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в шеол, и покрыла их земля, и погибли они из среды общины.
    34 И весь Израиль, который был вокруг них, побежал при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
    Как мы видим, это рассказ о людях, которые оспаривали власть Моисея. Они ставили ему на вид, что он вывел народ из плодоносного и благодатного Египта, и в ответ их по приказанию Моисея поглотила земля. Этот рассказ полностью внутренне непротиворечив и последователен


    Другой рассказ – это рассказ о бунте Коры. Он выделен жирным шрифтом.
    1a Взял Кора, сын Ицхара, сын Кехата, сын Леви,
    2b И двести пятьдесят человек из сынов Израиля, начальники общества, из призываемых на собрания, люди именитые,
    3 Собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Яхве! почему же вы ставите себя выше собрания Яхве?
    4 Услышал это Моисей, пал на лице свое
    5 И сказал Коре и всему обществу его, говоря: завтра покажет Яхве, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе;
    6 Вот что сделайте: Кора и все его общество, возьмите себе кадильницы
    7 И положите в них завтра огонь и положите в них курения пред Яхве; и кого изберет Яхве, тот и будет свят. Полно вам, сыны Леви!
    8 И сказал Моисей Коре: послушайте, сыны Леви!
    9 Неужто мало вам, что Бог Израиля отделил вас от общины Израиля и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Яхве и стояли пред общиной, служа для них?
    10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Леви, а вы еще и священства домогаетесь?
    11 Ты и вся твоя община собрались против Яхве. Что Аарон, что вы ропщете на него?
    16 И сказал Моисей Коре: предстаньте завтра, ты и твоя община, перед лицем Яхве, ты, они и Аарон;
    17 и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Яхве каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.
    18 И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон.
    19 И собрал против них Кора всю общину ко входу скинии собрания. И явилась слава Яхве всему обществу.
    20 И сказал Яхве Моисею и Аарону, говоря:
    21 отделитесь от общины сей, и Я истреблю их во мгновение.
    22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на всю общину?
    23 И сказал Яхве, говоря:
    24 скажи общине: отступите со всех сторон от жилища Коры, Датана и Авирана.
    26 И сказал он общине: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их.
    27a И отошли они со всех сторон от жилища Коры,
    32b и от всех людей Коры и их имущества;
    35 И вышел огонь от Яхве и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.

    Как мы видим, перед нами совсем другая история!
    Кора восстал не против Моисея. Он восставал против Аарона и его монополии на право приносить жертвы Яхве. Этот Кора был левит, то есть такой же, как и Аарон, потомок колена Леви. Он приходился Моисею племянником и утверждал, что он тоже может приносить эти жертвы. Он утверждал, что святыми является все общество Израиля, а не только Аарон и его потомки.
    Моисей в ответ поставил эксперимент, в ходе которого безумные поползновения левита Коры были опровергнуты самым наглядным способом. Кора и Аарон принялись кадить перед Яхве, и Яхве наслал огонь с неба и поразил Кору. Вопрос о том, что кто-то, кроме потомков Аарона, имеет право приносить жертвы Яхве, получил однозначный и окончательный ответ.
    В нынешнем тексте оба рассказа совмещены, отчего и возникает невнятица.
    Кому принадлежит рассказ про восстание Коры?
    Очевидно, Жреческому документу. Это именно Жрец озабочен тем, чтобы всячески закрепить монополию Аарона. Причем полемизирует Жрец непосредственно с Элохистом. Ведь негодяй Кора и его последователи, согласно Жрецу, имеют наглость утверждать, что каждый сын Израиля может стать святым.
    «Все общество, все святы, и среди их Яхве! почему же вы ставите себя выше собрания Яхве?» (Чис. 16:3).
    Но это ровно то, что обещает Элохист! В Элохисте Яхве у горы Хорив обещал сынам Израиля сделать их царством жрецов и народом святым (Исх. 19:6). То же самое обещание он повторил на самой горе Хорив. «И будете у меня святыми людьми» (Исх. 22:30).
    Согласно Элохисту, весь народ свят и кто угодно где угодно может приносить жертвы Яхве.
    А согласно Жрецу, это утверждение является жуткой ересью; ее исповедовал племянник Моисея Кора, и он поплатился за это своей жизнью. Вся история про гибель Коры – это не что иное, как наглядное развенчание главного принципа Элохиста.
    Но вот кому принадлежит рассказ о восстании Датама и Авирама?
    Если присмотреться, то это, похоже, скрытая полемика с рассказом Элохиста про Аарона и Золотого Тельца. А принадлежит она Яхвисту.
    В Элохисте рассказывается про восстание против Моисея, и возглавляет его Аарон. Яхвист выдвигает другую версию. Да, восставали какие-то люди против Моисея, и оспаривали его власть, но это были Датам и Авирам, потомки Рувима.
    В тот момент, когда писался Яхвист, такого опровержения было достаточно. Но Жрецу его стало мало. У Жреца Аарон – главный герой текста. Это он совершает чудеса перед лицом фараона, это его потомок пронзает копьем мадианитянку, это его потомку Пинхасу дают завет вечного священства. Весь смысл Жреческого документа – это установление назойливой, тотальной, бескомпромиссной монополии потомков Аарона на служение Яхве. Никто не имеет права служить Яхве, кроме потомков Аарона. Нигде, кроме как в Моссельпроме.
    Понятно, что для текста с такой идеологической задачей каких-то Датама и Авирама было маловато.
    Поэтому Жрец выдвигает новую версию произошедшего. Согласно Элохисту, главным противником Моисея во время восстания был Аарон. А главными союзниками – другие левиты. Согласно радикальной версии Жреца, дело было наоборот. Те, кто восстал, были другие левиты. А причиною их восстания являлась безусловная монополия Аарона, которую даровал сам Яхве и которую признавал Моисей!
    Более того, согласно Жрецу, после расправы Яхве над Корой в волнение пришло все общество Израиля. Они восстали уже против Моисея и Аарона со словами: «Вы убили народ Яхве» (Чис. 17:6). В ответ взбешенный Яхве наслал на израильтян мор, который остановил только добрый Аарон, принявшийся кадить в толпе кадильницей. После этого Яхве велел Моисею забрать у каждого из старейшин Израиля по посоху и положить их все перед лицом Яхве в скинии собрания. Тот посох, который расцветет, и будет посохом избранника Яхве. Так как Аарон был на три года старше Моисея, посох старейшины рода Леви принадлежал принадлежал как раз Аарону. Моисей так и сделал – и расцвел, разумеется, посох Аарона (Чис. 17:23).
    Таким образом, Тора содержит в себе описание целых трех восстаний против Моисея, – и при этом описания Яхвиста и Жреца являются прямой полемикой с Элохистом.
    Согласно Элохисту, восстание против Моисея поднял Аарон. Он сделал Золотого Тельца, и это восстание помогли подавить левиты.
    Согласно Яхвисту, восстание подняли какие-то Датам и Авирам.
    А согласно Жрецу, восстание подняли левиты, и оно было направлено против Аарона.
    Перед нами – не последовательное изложение событий, как оно имеет место в современном Пятикнижии Моисея. Перед нами – три пропагандистские версии, первая из которых, написанная в царстве Израиль, имеет целью зайклемить Аарона, а самая последняя, написанная в царстве Иудея, благословляет Аарона от имени Моисея.

    Ричарда Эллиота Фридмана «Кто написал Библию?»
    Последний раз редактировалось Серьга; 10.10.2025 в 20:36.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®