Где взять достоинство женщины? Там же, где и мужчины - у Бога! Обман присущ человеку как таковому, без разделения на мужской и женский пол. Обманывать могут как мужчины, так и женщины, искушаемые дьяволом. Ибо он есть ложь и отец лжи. Нет отдельного женского обмана! Тут нельзя дискриминировать человека по половой принадлежности. Но Вы затронули интересный момент об обмане во время Таинства венчания. Есть даже документ в Католической Церкви, где поднимается вопрос: действительны ли Таинства, если веры не было, а лишь притворство? Ибо Таинства действительны лишь по вере, иначе они просто танцы с бубном вокруг костра - язычество. Однозначного ответа на этот вопрос нет.
«Взаимность веры и Таинств в домостроительстве Таинств»: так озаглавлен новый документ Международной богословской комиссии. Уже в 1977 году в документе «Католическое вероучение о Таинстве Брака» Международная богословская комиссия пояснила, что отсутствие веры, понимаемой как расположенность верить, ставит под сомнение действительность Таинства, особенно если нет желания благодати и спасения. «Когда, несмотря на все попытки, молодожены ясно и формально дают понять, что отвергают то, что Церковь желает совершить в браке крещеных, пастырь не может допустить их к обряду», - утверждается в апостольском увещании Familiaris consortio Папы Иоанна Павла II.
В новом документе Комиссии отвергается как автоматическое понимание любого брака между крещеными как Таинства, так и скептицизм, согласно которому нехватка веры делает любой брак недействительным. Прежде всего документ констатирует необходимость более углубленного изучения этого вопроса. Отец Бильбао отметил некоторую напряженность между определениями брака в Чине бракосочетания и в Катехизисе Католической Церкви. Так, в Чине Таинства Брака говорится: «Пастыри, ведомые любовью Христовой, призваны принимать помолвленных и в первую очередь пробуждать и питать их веру. Действительно, Таинство Брака предполагает и требует веры». В Катехизисе это Таинство имеет следующее определение: «Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства; этот союз, если он заключается между крещеными, был возведен Господом Христом в достоинство Таинства» (1601). Таким образом, между двумя утверждениями есть неразрешенная напряженность, подчеркивает о. Бильбао: в первой вера упоминается как необходимое условие, во втором она не упоминается.
На пастырях лежит обязанность помочь будущим супругам возрастать в вере и в понимании того, что означает брак. О новобрачных всегда можно и нужно молиться, но совершение таинства Брака в Церкви не всегда уместно. Пастыри призваны к рассудительности в каждом конкретном случае, утверждается в новом документе Международной богословской комиссии, в котором однако отдельные случаи не рассматриваются. «Мы должны хорошо осознавать, что Церковь предельно облегчает доступ к Таинству Брака с одной стороны, а с другой – имеет высочайшее представление о браке, которое подразумевает высокие требования. Здесь тоже есть некоторая напряженность», – пояснил отец Бильбао.
Помимо Таинства Брака, в новом документе речь идет и о других Таинствах. Подчеркивается, что Таинства христианского приобщения всегда имеют миссионерский характер, то есть они совершаются с тем, чтобы укрепить Церковь как Тело Христово и во свидетельство воскресшего Иисуса Христа. Что касается крещения взрослых, то здесь благодаря катехуменату нет особых проблем, а вот при крещении младенца необходимо удостовериться в том, что родственники или восприемники обеспечат христианское воспитание ребенка.
«Наше намерение далеко от того, чтобы ставить преграды Таинствам, - поясняет член Комиссии. – Чтобы принять всерьез таинственный характер истории спасения, необходим минимум веры во избежание того, чтобы совершение Таинств превратилось в пустой ритуализм, магию или приватизацию веры, когда она не соответствует вере Церкви».



Ответить с цитированием
