Первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. 1Кор.15,45–47
А.И. Осипов
Что происходит в Таинстве Крещения.
«Как и во всех таинствах Церкви, принимаемых с верой и покаянием, в Крещении также происходит очищение от всех прежних грехов.
Но исключительной особенностью этого таинства является то, что верующий в нем получает благодатное семя воссозданного Христом нового человека (Еф. 4:24).
Апостол Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1 Ин. 3:9).Апостол Петр напоминает христианам, что они — возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Пет. 1:23). (Выражение «слово Божие» содержит в себе два смысла: слово — речь и Слово — Логос-Христос.)Преподобный Григорий Синаит писал: «Принятое нами во святом Крещении о Христе Иисусе не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю… Посему, если искренне хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим…»[6].Святитель Тихон Задонский уподобляет это семя Христово живой вере: «Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на Крещении всякому крещаемому всевается»[7].Святитель Игнатий Брянчанинов, комментируя слова апостола Павла мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14), называет это семя «зерном» по притчи Спасителя (см.: Мк. 4:31): «…здесь разумеется благодать Крещения, насаждаемая в нас при вступлении в сочетание со Христом подобно зерну горчичному»[8]. Это семя Крещения святитель называет Самим Христом: «Святой Исаак (Слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого Крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. прп. Марка Подвижника «Слово о крещении»; Ксанфопулов главы 4, 5 и 7…»[9].Епископ (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский) говорит о значении этого семени для верующего: «Дальнейшая жизнь человека… состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в Крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна»[10].»
Более откровенно о рождении в Таинстве Крещения образа Нового Адама, Господа с Неба, духа животворящего излагают в своём учении Святые Отцы Православной Церкви.
Св. Макарий Великий:
И как земные отцы печалятся, если не рождают: так и Господь, возлюбив род человеческий, как собственный Свой образ, ВОСХОТЕЛ ПОРОДИТЬ ИХ ОТ СВОЕГО БОЖЕСТВЕННОГО СЕМЕНИ. И если иные не хотят приять таковое рождение, и быть рожденными от чресл Духа Божия; то великая печаль Христу, за них страдавшему и терпевшему, чтобы спасти их.
3. Господь хощет, чтобы все люди сподобились сего рождения; потому что за всех умер и всех призвал к жизни. А ЖИЗНЬ ЕСТЬ РОЖДЕНИЕ ОТ БОГА СВЫШЕ. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия» (Иоан. 3, 3). А посему все те, которые уверовали в Господа, И ПРИСТЬУПИВ СПОДОБИЛИСЬ ЭТОГО РОЖДЕНИЯ, радость и великое веселье на небесах доставляют родившим их родителям. Все Ангелы и святые Силы радуются О ДУШЕ РОЖДЁННОЙ ОТ ДУХА И СОДЕЛАВШЕЙСЯ ДУХОМ.
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka...ldafh838387874
Как видите дорогие друзья, святой Макарий говорит не о ветхой, перстной душе, а о новой душе, душе рождённой от Духа и соделавшейся духом, ибо от Духа Божия рождается только дух, а не персть, чтобы нам именоваться перстными.
Св. Иоанн Дамаскин:
"Христос Бог и Человек, безначальный и имеющий начало, одна и та же Ипостась, видимая и невидимая, тварная и несотворенная, ограниченная и безграничная, страдательная и бесстрастная, Сын Божий и Сын Девы, то есть Сын Человеческий, без матери от Отца, без отца от Матери, предвечный и новый, неизобразимый и в образе раба и облике человеческом, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Все это составляет и отличает Ипостась Христа Бога, и Он именуется по всем вместе и по каждому в отдельности [из этих свойств]."
______________
В крещении, мы уподобляемся Ипостаси Иисуса Христа, становимся безначальными по нетварности рождения от безначального Духа и остаёмся людьми по тварности своей человеческой природы. В посмертии, при воскресении умерших, воскресает только наше смертное и тленное тело, а рождённое от Духа и воды не умирает и не подвержено тлению. В ином случае, рождение от Духа и воды не имело бы никакой пользы, если бы рождённое от Духа и воды имело бы смертность и тленность.
Господь, имея тварность по человечеству Своему, по Божеству Своему оставался Духом Истины. И мы, в водах крещения получая не тварное рождение от Духа, ибо от Духа рождается дух, этим нетленным и нетварным духом останемся в воскресших телах наших и в этом уподобляемся Христу, имеющему тварность и не тварность по рождению от Бога Отца в предвечности и по рождению от Девы Марии во времени.
Св.Феофан Затворник (1815−1894)
Облечемся во образ небесного, то есть станем таковыми, как Он есть. Удостоверение в этом возьмите из того, что мы облеклись во образ перстного Адама.
Во образ перстного облеклись мы путем естественного рождения; ВО ОБРАЗ НЕБЕСНОГО ДУХОВНО ОБЛЕКАЕМСЯ В КУПЕЛИ КРЕЩЕНИЯ, а всецело явимся таковыми по воскресении в будущем веке.
Приняв залог духовного облечения в небесного, не сомневайтесь, что явитесь вполне облеченными в Него, подобно, как облеченными являетесь в перстного. «Как стали мы участниками и общниками смерти перстного, так сделаемся причастниками славы небесного Владыки. Ибо сие: да облечемся, сказал Апостол в виде предречения, а не увещания» (Феодорит). «Образ перстного Адама есть: земля еси и в землю пойдеши, а образ небесного Христа есть воскресение из мертвых и нетление. Апостол предрекает имеющее быть, в виде однако ж решительного определения, говоря: всеконечно облечемся мы во образ небесного, как облеклись и во образ перстного.
Образ перстного есть смерть, а образ небесного воскресение. В смерти — образ Адама; ибо он первый был причиною того, что стали умирать все другие.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Толкование на 1 Коринфянам 15:49
Итак, исходя из перечисленного, разумею, что
Христос по - человечеству Своему обретает тварность, через рождение от Духа Святого и деву Марию, а мы по Божеству Его в водах крещения от воды и Духа обретаем нетварное рождение, образ Нового Адама, Господа с неба, духа животворящего.
Христос родился в тварном по Своему человечеству, а тварное человечество, через таинство крещения рождается от Духа и воды нетварно, и по самому нетварному рождению становится образом Нового Адама, Господа с Неба, духа животворящего.
Надеюсь, никто не думает, что образ Господа с Неба – духа животворящего можно создать или сотворить или достигнуть подвигом веры? Нет, образом Нового Адама, Господа с Неба, духа животворящего можно только родиться от нетварного Духа, ибо рождённое от Духа есть дух, а не персть.
Слава Христу!