Всё верно вы написали в конце - если человек кается, то он праведник.
Кто такой грешник? Это человек, для которого грешник является смыслом жизни. Не сам грех, но то удовольствие которое грешник получает через грех. Например, изменяя жене, или через пьянство, чревоугодие и т.д. Если каким то образом убрать у грешника возможность получать все эти греховные наслаждения, то по сути он встанет перед вопросом: а зачем тогда жить? Грешнику нравятся его грехи, он не имеет планов просить за них прощения, а даже если просит, то по большей части из корыстных мотивов. Более того, грешник в принципе не называет свой грех грехом. Это просто часть его жизни, он считает, что именно так и нужно жить. Резюме: грех - смысл жизни.
Кто такой праведник? Это вчерашний грешник, который принял Христа, родился от воды и понял, что оказывается грех не такая простая штука, как кажется. Оказывается грех - это не нечто хорошее, приятное, доброе, "кайфовое", а это нечто мерзкое и ужасное. Но есть какая то "неведомая сила", которая понуждает, буквально приказывает сделать грех. И праведник грешит. Хотя и не хочет грешить, но грех сильнее! Однако, в отличие от грешника, праведник не упивается грехом, наоборот, он ненавидит грех. И ведёт с ним войну. И всякий раз, согрешив, непременно кается. Тем самым очищая себя, вплоть до следующего греха. Резюме: праведник ненавидит грех и борется с ним.
Таким образом и грешник, и праведник - оба грешат. Однако "по смыслу" эти грехи совершенно разные. И отношение у Бога к ним (к людям) совершенно разное. Большой ошибкой будет ставить тут знак равенства. Грех грешника - это грех к смерти, а грех праведник - не к смерти.
Кто такой святой? Это человек рождённый не только от воды, но и от Духа Святого (свыше). Святой Дух пребывает в таком человеке и человек служит Богу. Он отделён от мира и греха в мире. Такой человек уже не грешит вовсе.
1 Иоанна 5:18 Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
Причём этот текст не о времени когда то "потом", "после смерти". Это про здесь и сейчас. Победить грех возможно (и нужно) при этой жизни. Кто считает, что победа над грехом достигается только "после смерти" - того сатана обманул. Смерть - это победа греха над человеком, а не наоборот. Эта жизнь как раз и дана для этой цели: победить грех, родиться свыше и войти в ЦБ.