Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Страница 1 из 4 1 2 3 4 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 62

Тема: Вопрос о Филиокве

  1. #1
    Опытный форумчанин Аватар для Vladirus
    Регистрация
    15.08.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    112
    Упоминаний
    0 сообщений

    Вопрос о Филиокве

    «Филио́кве (лат. Filioque — «и от Сына») — добавление к латинскому тексту Никео-Константинопольского символа веры, сделанное в VII веке Западной (Римской) церковью в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына», и официально принятое ею в XI веке. Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви».

    Вопрос о Филиокве имеет большую важность в богословии, но не имеет никакой практичной важности в христианской жизни. По своей сути спор о Филиокве - это один из примеров, насколько богословие способно стать абстрактной сферой, отдалённой от реальной жизни. Много ли христиан в своём доброделании вспоминают этот вопрос о наличии или отсутствии Филиокве? Вспоминают зачастую тогда, когда имеется страсть найти кого-то, кто похуже их, например, еретика. Кто из христиан в смертный час что-то там помнит из Символа веры, кроме "Бог есть любовь"? Бывают такие испытания, что всё, заученное годами, враз вылетает из головы, кроме "Господи, помилуй! Господи помоги!"

    Пресвятая Троица - это непостижимая тайна, которую богословие укладывает на прокрустово ложе интеллекта. Можно задаться вопросом: почему человек дерзает чему-то бесконечному Божьему придать конечный, ограниченный, и притом как бы законченный смысл? Не от того ли, что он страшится бесконечности Бога? В этом страхе есть нечто такое, что взывает к Господу лишить его, человека, свободы и спеленать его, как младенца. В этом есть нечто подобное побегу от ответственности.

    Господь милостив и знает наши немощи и страхи, поэтому Он снисходит до наших немощей и страхов, позволяя нам до времени ограничивать неограниченное. Но разве мы не призваны к взрослению? Почему мы всеми силами не хотим вырастать из пелёнок? Другими словами, когда в уме человека тайна подвергается метаморфозе и становится осязаемым объектом, имеющим форму, размер и цвет, то можно сказать, что человек бежит от духовной зрелости, потому что "форма, размер и цвет" - это атрибуты не духовного, а телесного.

    Справедливо, конечно, сказать, что Сын Божий - это величайшая Тайна, которая приобрела телесные атрибуты. Но эту Тайну мы созерцаем духом, и ни в коем случае не препарируем на составляющие, как это делаем с Пресвятой Троицей, и в частности с догматом об исхождением Духа.

    Страх бесконечности принудил древних греков заставить уйти из жизни Сократа, ибо этот философ показал, что человеческая мысль, имея начало, не имеет конца. А любая бесконечность крайне пугает человеческое естество, так как не даёт человеку всё измерить и просчитать, и поэтому человек лишается опоры и определённых рамок, в которых он обустраивает свой быт (читай "традицию").

    Да, к сожалению, и традиция может стать идолом, когда ей запрещают гармонично развиваться и принуждают окаменеть в виде неживой статуи для поклонения. И вообще что значит сохранять традиции? Разве мы имеем такие традиции, которые никогда не эволюционировали до нашего прихода в этот мир? Ломка традиций - опасное и вредное занятие, но и консервация традиций - не менее вредно и опасно. Не надо путать традицию с закоснелостью.

    После небольшого отступления от проблемы о Филиокве, можно сказать что, если Западная церковь добавила к Символу веры "и от Сына", то Восточная церковь не уступая Западной церкви в своеволии добавила слово "только", мол, "исходящего только от Отца". Конечно, это "только" не присутствует в оригинальном тексте, но вскоре стало подразумеваться. Соринку видим в чужом глазу, а в собственном бревна не замечаем.

    Не правда ли то, что составители Никео-Константинопольского Символа Веры умолчали о том, исходит ли Святой Дух "только" от Отца, или же также "и от Сына"? Они, судя по всему, оставили этот вопрос в области тайны, чего не скажешь о тех, кто сломали эту традицию составителей Символа Веры.
    Последний раз редактировалось Vladirus; 28.02.2025 в 13:52.

  2. #2
    Ветеран форума
    Регистрация
    01.09.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    1,246
    Упоминаний
    0 сообщений
    Я считаю что отцы Церкви не умолчали о важном. Потому что Сын Божий согласно Символа веры рожден от Духа Святого и Девы Марии. На то и Отец, что от Него исходит и рождается. А если и Сын является Отцом, то проблема решается очень просто. Это единый и нераздельный Бог. Тогда какая вообще разница от кого исходит Дух? Причина в том что кто то забывает о нераздельности Бога. И эта забывчивость порождает ересь.

  3. #3
    Опытный форумчанин Аватар для Vladirus
    Регистрация
    15.08.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    112
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    Я считаю что отцы Церкви не умолчали о важном. Потому что Сын Божий согласно Символа веры рожден от Духа Святого и Девы Марии. На то и Отец, что от Него исходит и рождается. А если и Сын является Отцом, то проблема решается очень просто. Это единый и нераздельный Бог. Тогда какая вообще разница от кого исходит Дух? Причина в том что кто то забывает о нераздельности Бога. И эта забывчивость порождает ересь.
    Это - религиозная философия. Философствовать можно сколько угодно. Но вывод будет неконкретный, так как в символе веры не указано чёрным по-белому, только ли Отца исходит Святой Дух.

    Мы можем выстраивать свою точку зрения лишь на ограниченном Откровении. Мы не знаем всего. Поэтому не следует притворяться, как будто мы знаем всё. Нужно быть честными, чтобы признать, что проблема Филиокве пока неразрешима.

    А если проблема Филиокве неразрешима, то вина раскола из-за Филиокве лежит как на Западной, так и на Восточной церквях.

  4. #4
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    А если и Сын является Отцом, то проблема решается очень просто.

    Это единый и нераздельный Бог.
    Но тогда получится, что один нераздельный Бог Сам Себя родил во плоти.
    И где же тогда послание Сына - Отцем (Ин 3.16) ?
    И истинное воплощение второй Ипостаси (Гал 4.4), а не всей Св. Троицы ?
    Тогда какая вообще разница от кого исходит Дух?
    Причина в том что кто то забывает о нераздельности Бога.
    И эта забывчивость порождает ересь.
    Однако хорошо бы еще помнить и о неслиянии Лиц (ипостасей).

  5. #5
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение
    Это - религиозная философия. Философствовать можно сколько угодно.
    Но вывод будет неконкретный, так как в символе веры не указано
    чёрным по-белому, только ли Отца исходит Святой Дух.
    Cчитается, что самоипостасное, единосущное бытие Св. Дух получает только от Отца.

  6. #6
    Ветеран форума
    Регистрация
    01.09.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    1,246
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Николай Н Посмотреть сообщение
    Но тогда получится, что один нераздельный Бог Сам Себя родил во плоти.
    И где же тогда послание Сына - Отцем (Ин 3.16) ?
    И истинное воплощение второй Ипостаси (Гал 4.4), а не всей Св. Троицы ?
    Однако хорошо бы еще помнить и о неслиянии Лиц (ипостасей).
    Я не знаю что означает нераздельность и неслиянность одновременно. Могу привести отрывок из Евангелия от Иоанна.
    14.10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

    14.11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

    14.12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

    14.13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

    Растолкуйте пожалуйста, как понимать эти слова о Сыне в Отце, который в Сыне?

  7. #7
    Ветеран форума
    Регистрация
    01.09.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    1,246
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение
    Это - религиозная философия. Философствовать можно сколько угодно. Но вывод будет неконкретный, так как в символе веры не указано чёрным по-белому, только ли Отца исходит Святой Дух.

    Мы можем выстраивать свою точку зрения лишь на ограниченном Откровении. Мы не знаем всего. Поэтому не следует притворяться, как будто мы знаем всё. Нужно быть честными, чтобы признать, что проблема Филиокве пока неразрешима.

    А если проблема Филиокве неразрешима, то вина раскола из-за Филиокве лежит как на Западной, так и на Восточной церквях.
    Просто хочу сказать, что причина этого раскола в том что неправильно понимается кто такой Отец.

  8. #8
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    Я не знаю что означает нераздельность и неслиянность одновременно.
    Считается, что это единство по природе и различие по Лицам (ипостасям).
    Растолкуйте пожалуйста, как понимать эти слова о Сыне в Отце, который в Сыне?
    В православии есть учение о перихорезисе ипостасей.

  9. #9
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    Просто хочу сказать, что причина этого раскола в том что неправильно понимается кто такой Отец.
    Расскажите пожалуйста, Кто такой Бог Отец и единородный Сын сущий в недре Отца (Ин 1.18) ?

  10. #10
    Заслуженный ветеран Аватар для Юханна
    Регистрация
    13.06.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,682
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение
    Восточная церковь не уступая Западной церкви в своеволии добавила слово "только", мол, "исходящего только от Отца". Конечно, это "только" не присутствует в оригинальном тексте, но вскоре стало подразумеваться.
    Ни "только",ни пол столько, ничего мы не добавляли

  11. #11
    Опытный форумчанин Аватар для Vladirus
    Регистрация
    15.08.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    112
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Юханна Посмотреть сообщение
    Ни "только",ни пол столько, ничего мы не добавляли
    Сингилион Константинопольского собора 1583 года:

    "Тот, кто, являясь чадом, крещёным в Восточной Православной Церкви, не исповедует сердцем и устами, что Святой Дух исходит от Отца одного, существенно и ипостасно, как говорит Христос в Евангелии; во времени же от Отца и Сына; такой будет отлучён из нашей Церкви и предан анафеме".

  12. #12
    Заслуженный ветеран Аватар для Житель
    Регистрация
    23.10.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    2,768
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение
    Не правда ли то, что составители Никео-Константинопольского Символа Веры умолчали о том, исходит ли Святой Дух "только" от Отца, или же также "и от Сына"? Они, судя по всему, оставили этот вопрос в области тайны, чего не скажешь о тех, кто сломали эту традицию составителей Символа Веры.
    Вы пишите умолчали? Они не умолчали а преднамеренно, сокрыли тот факт, что Святой Дух Это Сын. Никто не знает Отца кроме Сына и кому Сын хочет открыть Отца. Отца никто не может знать в прицепе, пока Он не будет явлен Сыном. Приняв закон, они заткнули свободное исповедание. Теперь этим законом, плотской затыкает духовного.
    Если выразиться более понятно, существует Слово Бога, через Которое мы постигаем Отца. Как только Дух Божий обращается к человеку, мы получаем просвещение под средством Духа Святого, Сына Его. Те, кто предложил правила в первом Соборе просто этого не могли знать. Так как мыслили о власти, а не помышляли о духовном. При одном посредника не бывает, а Бог один. Вот и думайте сами.
    Бог есть любовь, любовь не мыслит зла.

  13. #13
    Заслуженный ветеран Аватар для Юханна
    Регистрация
    13.06.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,682
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение
    Сингилион Константинопольского собора 1583 года:

    "Тот, кто, являясь чадом, крещёным в Восточной Православной Церкви, не исповедует сердцем и устами, что Святой Дух исходит от Отца одного, существенно и ипостасно, как говорит Христос в Евангелии; во времени же от Отца и Сына; такой будет отлучён из нашей Церкви и предан анафеме".
    Да пофигу. У нас 7 Соборов

  14. #14
    Заслуженный ветеран Аватар для Юханна
    Регистрация
    13.06.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,682
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Житель Посмотреть сообщение
    Святой Дух Это Сын.
    Вооо!!.....

  15. 1 пользователь сказал cпасибо Юханна за это полезное сообщение::


  16. #15
    Заслуженный ветеран Аватар для Юханна
    Регистрация
    13.06.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,682
    Упоминаний
    3 сообщений
    Один собор, не пойми какой униатский притащил, другой из пальца канон вероучительных соорудил.

  17. #16
    Ветеран форума
    Регистрация
    01.09.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    1,246
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Николай Н Посмотреть сообщение
    Расскажите пожалуйста, Кто такой Бог Отец и единородный Сын сущий в недре Отца (Ин 1.18) ?
    Отец и Сын это одно. Смотрим на Сына и видим Отца. Дух Святой исходит от Отца, чтобы действовать в Сыне. Ибо Сын находится в Отце, в самом прямом смысле. Смысл всего что происходит Иисус выразил очень коротко: Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час, а родив ребенка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир человек. Иоанна 16:21.
    Весь мир находится во зле, пока не родится Сын. Когда мы увидим знамение Сына Человеческого, то это будет означать конец всякому злу в мире.

  18. #17
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    16.06.2023
    Адрес
    Новгородская область
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,094
    Упоминаний
    6 сообщений
    Цитата Сообщение от Vladirus Посмотреть сообщение

    А если проблема Филиокве неразрешима, то вина раскола из-за Филиокве лежит как на Западной, так и на Восточной церквях.
    Если проблема филиокве человеческими мыслями НЕРАЗРЕШИМА, то ЛОГИКА требует поставить Вам, как автору темы, прямой вопрос в лоб:
    НАФИГА Вы ее открывали?
    Чтобы подлить маслица в тлеющий огонек?
    Христиане тут болтают о разных разностях, уже вроде и подзабыли, чем филиоква от глокой куздры отличается, а тут приходит товарищ - и всем ПО ЛБУ -р-раз!

    Нет, конечно, я бы с Вами спорить не стал, что педалирование этой темы грешно не только со стороны Запада, но и Востока, а теперь еще, как оказывается, и лично с Вашей!
    Просто пользуясь случаем, я бы повторил, что раскол 1054 года и дальнейшее его развитие никак не имело центральным пунктом или причиной вот этот самый вопрос. Разошлись не по филиокве, ее терпели многие века ДО 11 века и потом тоже. Латинян обзывали ОПРЕСНОЧНОЙ ересью и обвиняли даже в аполлинаризме на основании именно этих самых опресноков. Суть дела была гораздо в большей степени о том, кому должна в церковном отношении подчиняться Фракия и вообще Балканы, а богословские вопросы чабанами обеих сторон использовались исключительно в качестве дубинок...
    Это все, конечно, так.

    И сейчас наше разделение с латинством пролегает отнюдь не по филиокве, а по папизму и мариепоклонству, ничем не сдерживаемому. По вопросам мистики и прелести. Вот где настоящие проблемы. Но тем более непонятно, зачем напрягать народ на суетное и ложное?
    Экуменизм - штука страшная. Страшнее только антиэкуменизм.

  19. #18
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    Весь мир находится во зле, пока не родится Сын.
    Когда мы увидим знамение Сына Человеческого,
    то это будет означать конец всякому злу в мире.
    Разве у нас нет Церкви Тела Бога Сына, творящей Его благую волю ?

  20. #19
    Ветеран форума
    Регистрация
    01.09.2024
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    1,246
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от Николай Н Посмотреть сообщение
    Разве у нас нет Церкви Тела Бога Сына, творящей Его благую волю ?
    Есть и Церковь и таинства есть. Весь смысл рождения (вочеловечения) от Девы непорочным образом есть подготовка к приходу Сына во славе Отца своего. Сначала вочеловечился, а далее будет рожден свыше, так что все увидят Его.

  21. #20
    Заслуженный ветеран Аватар для Николай Н
    Регистрация
    20.07.2023
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,902
    Упоминаний
    4 сообщений
    Цитата Сообщение от Михаил Малачи Посмотреть сообщение
    Сначала вочеловечился, а далее будет рожден свыше, так что все увидят Его.
    Разве кто-то еще не видит нашу Церковь рожденную свыше ?

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®