Меня в своё время заинтересовала такая тема:
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, 5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования
Эф. 3
Оказывается, есть тайна Христа, и она раскрывается наиболее полно в Послании к эфесянам. Кратко Павел формулирует эту тайну так:
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
Эф. 2
Таким образом, тайна Христа состоит в том, что Христос создан из двух: уверовавших обрезанных и уверовавших необрезанных.
Сам господь Иисус ссылается на Ветхий завет, чтобы эту свою тайну проиллюстрировать для иудеев:
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
Лук. 4
То есть Христос в Ветхом завете состоит не в том, что пророк Илия купно с иудеями, - но в том, что Илия со вдовой в Сарепте Сидонской. Вот это Христос.
И Елисей во Христе не тогда, когда с иудеями только, - но когда с сирийцем Нееманом. Это Христос.
Понятно, что эта тайна Христа вызывает у иудеев только ярость что тогда, что сейчас. У неуверовавших иудеев. Потому что иудеи уверовавшие прославляют Бога, когда Христос исполняется в единстве веры иудеев и народов.
Соответственно мы можем поискать в Ветхом завете и другие такие примеры, когда иудеи и народы по общей вере создают Христа.
Например, история с Раав блудницей. Раав укрывает у себя еврейских разведчиков и спасает их от иерихонских властей. Это Христос.
Евеи из Гаваона заключают с евреями завет в зачерствевшем хлебе и в кислом вине, и это тоже Христос.
Пророк Иеремия призывает евреев выходить из осаждённого Иерусалима и сдаваться Навуходоносору. Это Христос.
При всём при том нынешняя церковь как бы пренебрегает тайной Христа, поскольку состоит только из уверовавших народов, - но не из уверовавших иудеев.