Суть диспенсациализма


Основатель диспесационализма Джон Нельсон Дарби сформулировал учение, по которому у библейского бога есть два различных плана для двух разных групп избранных: одна для "земного царства" - Израиля, другая - для "небесного царства " - христианской церкви. Дарби много ездил по Америке, проповедуя это учение, и оказал влияние на многих фундаменталистов, и в том числе на Джеймса Г. Брукса, пастора двух пресвитерианских церквей в Сент-Луисе. Брукс стал учителем Сайруса Скофильда, составителя Библии с комментариями Скофильда (Scofield Reference Bible) - самого распространенного и повлиявшего на умы из всех откомментированных изданий Библии, разошедшегося во многих миллионах экземпляров.

Основная идея диспенсационалистов - бог работает с человеком поступательно. На каждой из стадий бог возлагал все меньшую ответственность на человека, но тот каждый раз не справлялся с возложенной на него задачей. Путь к спасению - только через веру - не меняется ни в какие временные промежутки; обязательства же, которые налагает бог, могут меняться, считают они. Однако разделение истории на временные промежутки - диспенсации, признание поступательного характера истории еще не делает из американского протестанта диспенсационалиста. Диспенсационалисты видят ясное различие между божиим промыслом в отношении церкви и в отношении Израиля. Бог, по их мнению, еще не закончил с Израилем, а церковь еще не заняла места Израиля. Они лишь временно разлучены, но в последние времена вернутся на землю обетованную, очистятся и "получат новое сердце" (последний пассаж здорово напоминает мотив из сказки братьев Гримм про Петера Мунка).

Евреи должны были быть послушны Закону, чтобы получить благословение божие на владение данной им землей. Если они непослушны, то подвергаются рассеянию. Тем не менее, бог дал обещание в своем договоре с Авраамом всегда возвращать их на землю обетованную. Диспенсационалисты верят, что в Ветхом Завете бог обещал еврейскому народу земное царство, управляемое мессией из рода давидова и что когда Христос пришел, он предложил это предсказанное царство евреям. Когда евреи того времени отвергли Христа и земное царство, выполнение обещания было отложено и царство было основано в "мистической форме" - как церковь.

Таким образом, различие между Израилем и церковью является самой основной доктриной диспенсационализма. Частью Израиля становятся по естественному рождению. В церковь же вступают путем сверхъестественного рождения. Диспенсационалисты считают, что Израиль и церковь имеют разные, раз и навсегда определенные судьбы. Израиль получит вечное мирское царство, а церковь станет вечным небесным царством. Дарби, отец диспенсационализма, ясно сформулировал - "еврейский народ никогда не войдет в церковь". Церковь, согласно диспенсациональной доктрине, не была предвидена в Ветхом завете и представляет из себя "вставной эпизод" в божиих планах в отношении Израиля.

В будущем будет вновь установлено различие между евреями и неевреями и оно уже будет установлено навечно. "Вставной эпизод" или эра церкви закончится с вознесением, когда Христос незримо придет взять всех верующих (кроме ветхозаветных святых) на небо, чтобы праздновать "женитьбу агнца" на протяжении семи лет, в то время как на земле начнется "период гонений" для евреев. А божий промысел в отношении евреев будет выполнятся, в основном, в "период гонений", с появлением Антихриста, сосудов гнева, 144 тысяч евреев, проповедующих христово учение и началом Армагеддона.

Затем, будет второе пришествие (или третье, если считать пресловутое заблаговременное вознесение), мгновенное обращение всего народа Израиля, воскрешение святых периодов "гонений" и Ветхого завета, разведение на "агнцев" и "козлищ". "Козлищи" будут брошены в ад, "агнцы" и уверовавшие евреи вступят в тысячелетие в своих человеческих телах, продолжая жениться, рождаться, умирать. "Тайная церковь" и воскрешенные святые "периода гонений" и периода Ветхого завета будут жить в небесном Иерусалиме, расположенном в небесах прямо над земным городом.
Эсхатологические чаяния диспенсационалистов

Диспенсациональная теология настаивает на разделении истории отношений Бога с человечеством на семь промыслительных этапов - диспенсаций, в ходе которых человек проверяется на послушание воле божией, в каждой из них по разному.

Иногда диспенсационалисты выделяют на всем протяжении истории всего три "диспенсации" - закон моисеев, текущий период милости божией и будущее тысячелетнее царство, чаще же всего история делится ими на следующие периоды:

Безгрешность - Адам
Совесть - после того как человек впервые согрешил, до потопа
Правление - после потопа, человеку позволено есть мясо, введена смертная казнь
Завет - от Авраама до Моисея и обретения Закона
Закон - от Моисея до крестной смерти Спасителя
Милость - от Креста до Тысячелетнего Царства
Тысячелетнее Царство - тысячелетнее правление Христа на земле из Иерусалима

По расчетам диспенсационалистов, мы находимся сейчас на рубеже шестой и седьмой диспенсаций. Это означает, что скоро наступит "период гонений и испытаний" (tribulation), преследования верующих людей, которое должно начаться перед вторым пришествием Христа. Диспенсационалисты понимают это как семилетний период преследований еврейского народа. Христиане "Истинной Церкви", те, что получили "новое рождение" через вступление в церковь, избегнут ужасов семилетней резни, ведущей к Арамагеддону (и известной как период испытаний или гонений). Их спасет заблаговременное вознесение живыми на небеса (pretribulation rapture).

Идея этого вознесения вызвала при своем появлении много споров. До сих пор есть секты, которые ее полностью отвергают, а сами диспенсационалисты разделены на три лагеря, в соответствии с тем, когда именно они ожидают вознесения: до гонений, во время или после них.

Первая гипотеза, разумеется, наиболее популярна, но многие протестанты придерживаются второй или третьей версии. Хотя понятие вознесения верных до начала гонений и бедствий встречалось в ранней церкви, диспенсациональная теология и соответствующая ей эсхатология все же крайне новы, как подтверждал сам основатель учения:

":в повседневной же жизни лучше не выказывать это [наши идеи] так ясно, так как это пугает людей. Мы должны действовать в этом направлении постепенно; это работает как дрожжи, а плоды этого никоим образом не будут видны сейчас же. Я не воспринимаю образ дрожжей как нечто плохое, но наши идеи новы, умы людей работают над ними, а все старые привычки против их чувств:"

Письма Джона Нельсона Дарби (John Nelson Darby) Скофильд, составитель Библии со ссылками Скофильда (Scofield Reference Bible) вставлял в свою библию пояснения, которые толковали многие места как предсказания современных ему событий. Из-за таких вставок собственные комментарии Скофильда смешались с оригинальными писаниями. Как констатирует один из комментаторов Библии: ":значение Библии Скофильда невозможно недооценить".

Скофильд считал, что у мира нет никакой надежды на переход к седьмой диспенсации до тех пор, пока Земля и большая часть человечества не будет уничтожена в "последней великой мировой катастрофе" - Армагеддонской битве, предсказанной Иоанном в Апокалипсисе, Книге Откровения.

Наиболее преуспевший из популяризаторов "ядерного диспенсационализма" или "теологии Армагеддона" - Хэл Линдзи, автор книги "The Late Great Planet Earth" ("Покойная планета Земля"), которая разошлась за 70-е годы в количестве 18 миллионов штук, заняв второе место после самой Библии. Линдзи описывает в этой и других книгах приближающуюся катастрофу. Она начнется с совместного советско-арабского нападения на Израиль, во исполнение пророчества Иезекиля. Прежде чем ядерный огонь уничтожит двухсотмиллионную армию вторжения в долине Хар-Меггидо (Армагеддон), в 50 милях к северу от Тель-Авива, она успеет истребить одну треть населения Земли.

По Линдзи, агрессоров уничтожит сам Иисус, который вернется для этого на Землю и примет командование обороной Иерусалима, как и положено воинственному мессии, которого изначально ожидали евреи. Вот как пересказывает эту историю Грейс Холзелл в своей книге "Prophesy and Politics: Militant Evangelists on the Road to Nuclear War" ("Пророчества и политика: воинствующие евангелисты на пути к ядерной войне"): Иисус, как пишет Линдзи, "обратит в пустыню" всю Землю и пламенем выжжет ее обитателей. Когда "великая война" достигнет такого накала, что почти никого уже не останется в живых, наступит "великое мгновение" - Иисус спасет человечество от полного уничтожения, сохраняя доверившихся ему от гибели.

В этот час те евреи, что еще живы, обращаются в христианство. Как говорит Линдзи, в живых после Армагеддонской битвы останутся те самые пресловутые 144 000 евреев. И все они - мужчины, женщины и дети - склонятся перед Иисусом.

Наступившее затем тысячелетнее царство будет временем невиданного мира и процветания, с Христом, правящем на троне Давида. После тысячи лет благоденствия Сатана будет спущен с цепи, на которую он был посажен в начале тысячелетия, и многие дети "агнцев" и израильтян последуют за ним против Христа. Царь снова разобьет своих врагов, за чем и последует новое воскрешение верных, новое воскрешение неверных, окончательный суд и, наконец, Новые Небеса и Новая Земля.