А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
Мат 5, 39
Этот стих всемирно известен. Несмотря на его ясность, доступность и простоту, многие им соблазняются. Говорят: как это я сдамся врагу, напавшему на мою страну, и перестану воевать за независимость!
Что тут скажешь? Во-первых, господь Иисус не почёл изменой Израилю свою сдачу Понтию Пилату. Во-вторых, о земных ли царствах печётся царь небесного царства?
В-третьих, разве Иисус говорил нагорную проповедь одним только солдатам и патриотам? Не всем ли подряд?
В-четвёртых, эти слова Иисуса про щеку стоят в одном ряду с другими подобными, когда Иисус шесть раз сравнивает закон и благодать.
В данном случае Иисус прежде напомнил следующую заповедь:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Мат. 5, 38
И сразу независимо от закона являет благодать.
Закон говорит выбивать глаз за выбитый глаз, благодать говорит за удар по щеке подставить другую щеку.
Как видим, сразу получают освобождение те соблазняющиеся, которые необрезаны. Ведь ежели Иисус ссылается на закон, то очевидно, что проповедь его обращена к обрезанным исключительно.
Кто из нас, из народов, слышал когда-либо от древних выбивать глаз в ответ на выбитый глаз? Никогда. У нас никогда не было закона и мы не обрезаны.
Стало быть, и щеку подставлять после удара по щеке не обязательно?
А давайте рассудим.
Господь Иисус, как известно, будучи послан Израилю, а не народам, тем не менее, избрал себе апостола для народов, Павла.
Вот что пишет, кроме прочего, Павел в одном из своих посланий:
Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
2 Кор. 11, 19-20
Ну как бы. Павел не то что заповедь даёт народам подставлять щеку, - Павел констатирует, что народы и так уже сами по себе терпят удары по щекам, им и не требуется некая новая заповедь о подставлении щеки.
А почему народы столь разумны? Откуда у них такой разум, который отсутствует у обрезанных?
Павел в своём месте это объясняет подробно:
ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
Рим. 2, 14-15
Вот эта самая совесть и даёт народам так действовать, что апостол Павел называет их людьми разумными. Хомо сапиенс прямо.
А собственно, какой это закон написан в сердце у народов, когда они без напоминания подставляют щеку под удар?
Надо думать, вот этот:
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
Отк. 13, 10
То есть тот, кто выбивает другому глаз, сам в конце веков окажется с выбитым глазом. Независимо от того, успел ли при жизни ему выбить глаз потерпевший взаимно.
Отсюда и тщетность усилий восстановить справедливость лучше, чем это сделает Бог.
Продолжим, однако, чтение мысли апостола Павла. Странно было бы нам остаться у того корыта, что подставлять щеку под удар умеют все разумные люди, и при этом не иметь от этого подставления никакой пользы для небесного царства.
Итак, Павел сравнивает разумение у апостолов истинных и у лжеапостолов:
Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю: ) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею
2Кор. 11, 22-30
Вот Павел приводит перечень своей собственной разумности, своего терпения и своего подставления щек (и не только).
Лжеапостолы ничем таким похвалиться не могут: иудеи их не порют, палками не бьют, камнями не побивают. Не находятся лжеапостолы и в опасностях. Они стали, как неповороченный хлеб. Вряд ли лжеапостолы также испытывают голод и жажду, стужу и наготу. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Конечно, есть: это — лжеапостолы. Лжеапостолы любят председания и приветствия, а также любят выбивать глаз в ответ на выбивание глаза. Любимое их занятие — споры бесконечные, а лучше если о законе. Но главная особенность лжеапостолов в том, что они элементарно не проповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти, и не исповедуют Иисуса господом. Гораздо безопасней ведь и комфортнее рассуждать о Боге, которого никто никогда не видел, и о Христе - в общем смысле и притом абстрактно, и уж тем более в рамках закона!
И если бы лжеапостол подвергся хоть одному из перечисленных наказаний от иудеев, то уж непременно потребовал бы сатисфакции для своей обиды! )
Тогда как Павел в ответ на сорок ударов без одного подставляется ещё и под палки, а затем и под камни.
Так что же? В чём смысл такого терпения? Только ли в разумности?
Да нет же. Подставляем мы другую щеку после того именно, как мы уже проповедовали Христа Иисуса.


Ответить с цитированием