Цитата Сообщение от Volodymyr Посмотреть сообщение
Есть еще один важный аспект концепта наказания за грех: это идея искупления или необходимость справедливого возмездия за совершенное преступление. Обычно наказание за преступление несет провинившийся, он страдает за свои ошибки. Но преступление часто затрагивает и других людей, которые страдают из-за чужой провинности. Другими словами, в широком спектре страданий есть случаи, когда причина страданий лежит не в страдальце, а в другом. Это может быть как сострадание, так и страдание за кого-то, а иногда вместо кого-то. Исходной причиной таких страданий также является грех, их смысл и назначение – справедливое возмездие за совершенное преступление, но переносятся они не за себя и свой грех, а за преступление другого.

Наиболее ярким примером такого рода являются страдания Иисуса Христа. Писание говорит, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого (εκένωσεν), приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8). Христос был и навсегда остается истинным Богом в полном смысле этого слова, однако Он добровольно уничижил и опустошил (κένωσις) Себя, не пользуясь во время пребывания на земле многими атрибутами Божества (вездесущностью и др.). Обычно этот род страданий называют кеносис (κενόω – пустота).

Иисус воплотился в человеческую плоть, что уже стало величайшим унижением для Божества, и более того, Он испытал обычные человеческие страдания, возрастая и живя среди людей. В расцвете сил Он пережил предательство, оставленность, унижения и насмешки, нечеловеческие страдания плоти и саму позорную, медленную и мучительную смерть. К этому следует добавить не только социальные и душевные страдания, но и глубочайшую духовную муку богооставленности. «Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мр. 15:34) – это не только вопль жуткого отчаяния, но и свидетельство разлуки с Отцом. Это предельная тьма, полная пустота, глубочайшее опустошение, неизмеримое горе, страдание самого страдания. Казалось, что на Кресте тьма поглотила Его. Но это было не так. Смерть захватила Сына Божьего только на время. Она опустила Его в самые глубины преисподней, но не могла удержать, ибо в Нем не было собственного греха. Все эти страдания Христос перенес за грех рода человеческого (1 Пет. 1:18; Гал. 4:5).

Любой грех и преступление – это нарушение божественного порядка, гармонии, целостности и он неизбежно требует возмездия, справедливого наказания и восстановления. Преступление можно искупить только страданием. С этой точки зрения любой грех, совершенный против какого-либо человека или против природы – это грех против Бога и прощение возможно только как восстановление нарушенного единства. Поэтому полнота прощения может прийти только Свыше. Фарисеи правильно вопрошали: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мр. 2:7). Это может сделать только Богочеловек. Грех, как преступление против Святого Бога не иначе можно было уничтожить, как только страданием.

Вочеловечевшись, Господь вобрал в Себя не только персональную индивидуальность и ипостасность, как конкретный человек, живший в Палестине почти 2000 лет назад, но и всеобщую человеческую природу — человечность как усию (природную сущность или естество). Этим ипостасным вочеловечиванием Он приобщил к Себе весь род людской в его усийной сущности. Поэтому, когда Христос умер, то в Нем и мы умерли (Кол.3:3), т.е. была уничтожена греховная человеческая природа и восстал новый человек во Христе (2 Тим. 2:11). Таким образом, Христос пострадал, отождествившись с нами, и мы пострадали и пережили смерть с Ним (Рим. 6:8). Все страдания Христа на протяжении Его земной жизни, а особенно крестные муки стали возможны потому, что Он вобрал в Себя все человечество и стал совокупным человеческим грехом (2 Кор. 5:21). Если бы Иисус не взял на Себя человеческий грех, то страдания и смерть не имели бы над ним власти, потому что они сами производное греха. Таким образом, страдания Христа были вызваны чужими преступлениями, это были мучения за других.
Можно представлять разные модели групп овой ответственности и при желании всеобще ответственности за нарушение заповедей. На мой взгляд незнание оправдывает человека и это подтвердил Бог в случае с Каином, который не знал, что человека можно убить, поставил на Каина охранные печати. Но то. что никакие печати не помогают, говорит о том, что в условиях свободы предоставленной человеку миром правит вероятность. Каина тоже убили. Так было до Иисуса, так и сейчас.