Тот, кто ощущает несправедливость Реальности, которая стремиться принести боль и затем уничтожить; и кто жаждет восстановления справедливости в борьбе со злом Реальности, в том говорит искра Духа, прорывающегося из Небытия. Потому что Дух - это, думаю, не уровень Бытия (уровни Бытия - это материя разной степени утонченности, но все же материя), а Нечто, являющееся для Бытия Небытием, несуществующим; это что-то в абсолютной оппозиции Бытию, его нет для нашего чувственного опыта; мы можем понять его присутствие в нас только косвенным путем - в акте веры как интеллектуальной воли и во внутренних возмущениях против несправедливости Бытия; против этого Джаггернаута Бытия, который своей колесницей проезжает по людям так, что слышно хруст костей; против Рока, который косит всё.
Именно благодаря наличию в нас искры Духа, мы, хомо сапиенс, и можем осознать давление, которое оказывает на нас Космос, осознать зло холодной Реальности. Собачка, например, или птичка, резвящиеся на лугу, не могут осознать зло Реальности, противопоставив себя Ей. Они ощущают себя частью природы, частью Реальности. А мы - можем. Мы противопостовляем себя Ей: это - я, а это - окружающая среда, которая давит и стремится меня раздавить. И только мы, люди, можем осознать всю драму смерти, которую нам причинит Реальность. Так начинается борьба Духа с Космосом посредством нас как инструмента Духа. Мы осознаем, что мир несправедлив и в мире есть смерть, и это надо исправить. И что это не нормальный, естественный ход вещей, а это дефект, требующий исправления.
И Дух хочет сотворить свое царство справедливости, новое небо и новую землю, где смерти больше нет. А его борьба с Роком - это посыл в нас Откровения, возмущающего наше сердце и подвигающего нас к сопротивлению Реальности, которая есть зло и несет смерть.
Когда-то, когда был Золотой век, колыбель человечества, была везде естественная религия и люди были как эта собачка и эта птичка, они резвились на лугу в гармонии с природой и, забыв об искре Духа в себе, были частью Реальности. Эдакое блаженное состояние Золотого века. Рай на земле.
Но после пришел пророк, который напомнил людям о том, что они - это одно, а Реальность - это другое, и что между человеком и Реальностью находится граница. Здесь под человеком я имею ввиду не мешок с мышцами и костями, а сомосознание каждого из нас. И началась драма противостояния я и оно (вернее, она - Реальность). А это уже не гармония, это неудовольствие и внутреннее напряжение, это - аскеза. И вся цепь пророков авраамической традиции призвана напоминать нам о нашем отличие от Реальности и о том, что мы - носители искры Духа Божьего.
Зачем это надо Духу, мы не знаем. Видимо, он готовит нас к какой-то важной роли.
Пророки приходят и уходят. И после их ухода человечество постепенно опять забывает о своей великой миссии и падает в естественные религии, стремится обрести гармонию с Реальностью, снова пережить это блаженное состояние младенчества. Так чистый монотеизм постепенно становится исихазмом, суфизмом и т.д. Эдакая терапия от невзгод жизни. Реальность-то косит и давит. Но ничего, мы сейчас всё это сдобрим, расслабимся, примем как данность, медитация там, исступления и т.д. Выйдет Папа на балкон и раздавленным тяжестью жизни людям скажет, что ничего, надо потерпеть, надо смириться с несправедливостью жизни, отдаться Великому Существу, которое косит и давит. Целый арсенал техник для гармонизации с Реальностью, с этим Великим Существом, с Сатаной (которого некоторые и называют Богом).
Но потом приходит новый пророк и возрождает авраамическую традицию. И снова становится больно от переживания своего противостояния Реальности. Пророки против жрецов.
Впрочем, пророки больше не придут. Вроде как печать пророков уже поставлена. Теперь только ждать Второе Пришествие.