Ключевое в притче: каждому по его силе. "Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов", — молодец; "точно так же и получивший два таланта приобрел другие два", — тоже молодец, и, однако, больший молодец чем получивший пять талантов. Потому что пять умножить на пять будет двадцать пять. А два на два будет четыре. И тот и другой увеличили прибыток от данного в два раза. Но с пятью талантами был самый нерасторопный, потому хозяин и дал ему пять, чтобы тот смог развернуться. И тот принес только прибавление равное полученной сумме. Второй, имей он пять талантов, принес бы двадцать пять, преумножил бы. А один умножить на один будет один. И чтобы не рисковать получивший один талант (он самый умелый в глазах хозяина) зарыл его дабы сохранить и вернуть хозяину, ибо не видел что можно сделать с одним талантом, как получить с него достаточную прибыль. Мог ведь вложить, и потерять только. И убоявшись хозяина, который суров, зарыл, чтобы просто сохранить. А хозяин увидел, что тот слишком боязлив, хоть и умел в делах. Отчего и дал ему только один талант, рассчитывая получить десять. А тот спасовал, не захотел рисковать, потому что торговое дело всегда связано с определенным риском потерять деньги. И он действительно, в таком случае, ленивый раб и лукавый, хоть и показал себя ранее хозяину как "ловкий малый", способный вести торговые дела. Но вот оказалось, что хозяин рано о нем думал слишком хорошо. А другие два только учатся торговать. Первый, с пятью талантами, делает только первые шаги в торговле. Второй более матерый. Но оба не такие как третий: тот прямо дока. Только ленивый, и понадеявшийся на доброту хозяина, — т.е. лукавый, — что тот учтет его прежние какие-то заслуги (он же ранее показал хозяину, что "ловкий малый" в торговле), и будет благосклонен к нему, и решил просто сохранить серебро в один полученный талант. И вернуть хозяину. Итог: "итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет": под "имеющим" здесь понимается то что в духе, а не сумма денег. Тот второй, который мог принести больше чем четыре, тоже, конечно, молодец, но хозяин рассчитывал на большее у него. Посему, в притче под "имеющим" подразумевается именно первый, хоть и не самый ловкий в торговых делах, но старающийся. А второй "имеющим" не назван, ибо в глазах хозяина оказался несколько нерасторопен, принеся только четыре таланта от двух полученных. Но также был достоин похвалы, потому что старался все-таки. Третий же... лукавый и ленивый — как оказалось.
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Св. Евангелие от Матфея 25:13)