1. Это плохо. Это антинаучно. Наука зажимает кусочек реальности в испанские сапоги - слышали афоризмик такой. да? Историк достаточно БЕСТРЕПЕТНО должен выяснять надежность своих источников.
2. Именно потому, что в 5-м веке истории, как науки, не было.
Хотя во втором - была! По меньшей мере, был научно-критический подход к первоисточникам. И вот, благодаря этому, у нас есть канон св. книг Нового Завета (с Ветхим сложнее, там не все получилось). Иначе бы погибло бы все апостольское благовестие, затопленное евангелиями Фомы, Балды и Никодима. Но по милости Божией нашлись тогда епископы, обладавшие критическим мышлением, и они тщательно все просеяли. Только Апокалипсис не смогли выбросить. Один прополз в канон, хоть и на брюхе, - но ведь два или три Апокалипсиса все-таки выбросили! И за то огромное спасибо!
Вы даже не представляете, какое это огромное дело!
Вот у нас есть в истории такой Ириней, священномученик, епископ Лионский. По сути, это Павел второго века, выполнивший всю интеллектуально-грязную работу по вышвыриванию из церковного предания бабьих басен гностического типа. Ну как бы в святцах стоит. День его памяти - 23 августа, отдание Успения, вот только что прошел. Службы, даже тропаря ему нет. Полно у нас в святцах людей, от которых известны лишь имена, а остальное про них напридумано от начала до конца и сплошь небылицами. А про Иринея известно очень много, очень подробно и все документально. Историкам без него - никуда. Ни малейшего даже уклона в какую-то ересь (как за Оригеном) за ним не значится. А благодарности от потомков - НОЛЬ!
Вот такие дела.
Симптоматично однако!
Да, кстати. У нас ведь хватает мучеников 2-3 веков, сведения о которых тоже ПЕРВИЧНЫ, не метафрастовы переложения восемь веков спустя. И к ним относится епископ Пофин, предшественник Иринея на Лионской кафедре и целая когорта Лионских мучеников. О них писал сам Ириней, очевидец того гонения. О них писал Евсевий в своей истории. И они столь же скромно, без всякой службы запихнуты вслед за Иринеем в 23 число августа, без поминовения даже на отпусте.
Сохранились акты, ПОДЛИННЫЕ АКТЫ! - мучениц Перпетуи, Фелицитаты, Саторнина и Ревоката. Им тоже вроде есть день памяти - 1 февраля. Подлинник потрясает до глубоких слез. Но нет! Службы им тоже нет, в тот день у нас более известен Трифон мученик. Но известен он как раз более поздними ЛЕГЕНДАМИ О посмертных чудесах.
Вот такая вера! Грустно.
Ну, а если о шестом веке сказать, еще есть примерчик.
Где-то при Юстиниане в 520-е годы во время прений с монофизитами (а таких при Юстиниане было много, его жена Феодора была скрытой монофизиткой и открыто им покровительствовала) монофизиты вдруг достали из портфеля манускрипты с подписью Дионисия Ареопагита.
Халкидонцы повскакали с мест: Что за вздор! Слыхом таких никто не слыхивал! Явная подделка! Не писал ученик Павла весь этот неоплатонический словесный салат!
И что же?
Сто лет прошло - и прижились в церкви эти тексты! Оделись в некое подобие подлинности, - хотя сохранились и первые же свидетельства против них.
Наука в 19 веке, конечно, поставила ареопагитику на ее законное место - еретический источник 6 века. Но в рецепции православного сознания, со ссылками на Максима и др. отцов все-таки документ получил некое одобрение.
Хотя (я читал) - муть голубая. Намного хуже апокалипсиса.