Да мало ли о чём и как думал фарисей Савл ожесточившийся на Христа и Церковь Его, гонящий христиан и Духа Святого. Всякий ожесточившийся на Истину, гонящий Истину и последователей Истины есть хулитель Святого Духа.
Хула на Святого Духа
Хула на Святого Духа считается тяжким непростительным грехом, поскольку такой богохульник попирает и крайне уничтожает ценнейшее и высочайшее откровение благодати Божией, считая дело Духа Божия - делом сатаны.
Такому именно греху и повинны были современные Иисусу Христу иудеи, особенно фарисеи и книжники, которые в противодействии делу Духа Святого зашли так далеко, ожесточились настолько, что сделались неспособными видеть добро, истину, слышать Его голос.
Явное противление истине, обнаружившее в умах врагов Христовых совершенное извращение законов суждения, в сердце – окаменение чувства, их ничем не победимое упорство против действий Духа Божия само собой исключали всякую возможность раскаяния и исправления, которыми обусловливалась бы прощаемость их грехов.
Потому и Спаситель предостерегает врагов Своих строгой угрозой, что хула на Святаго Духа как тяжкий неисправимый грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий, то есть что на таком хулителе и в нынешней жизни тяготеет осуждение, и в будущий век оно перейдет с ним; такой подлежит вечному наказанию (ср. Мк. 3, 29).
Таким образом, в отношении осуждения хула на Сына Человеческого, хотя бы и оскорбительная, является меньшим грехом, чем хула на Духа Святого, состоящая в дерзком отрицании той несомненной истины, что чудеса Христовы совершаются силой Святого Духа.
Почему меньшей ответственности подлежат хулители Сына Человеческого в сравнении с хулителями Духа? «Потому, – отвечает святой Златоуст, – что Христа еще не знали, кто Он был, но о Духе уже получили достаточное познание, ибо что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Духе очень ясное понятие.
Пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся, – как бы сказал Христос, – но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаете? Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но Духа Святого».
Поэтому, когда грешники упорно идут против Божественной истины, против самых очевидных ее доказательств, когда отвергают святую веру, чудеса в противность всем основаниям, по одному ожесточению лукавого сердца, то они не получат прощения – не по неимению средств ко спасению, не потому, будто бы грех против Духа Святого превышает Божие милосердие, ибо «несть грех побеждающ человеколюбие Божие» (из молитвы ко причащению), или будто бы являются недостаточными беспредельно великие заслуги Искупителя, Кровь Которого очищает нас от всякого греха (1Ин. 1, 7).
Хула на Святого Духа есть непростительный грех не со стороны Бога и Его благодати, а в зависимости от самого состояния грешника, поскольку он по своей ожесточенной враждебной настроенности против Бога вообще сам не способен к покаянию, следовательно, не способен принять прощение и воспользоваться дарованными средствами спасения.Такие люди погибают сами от себя, потому что, по слову апостола, любве истины не прияша, во еже спастися им (2Фес. 2, 10) {с}.
Если бы и в этой ужаснейшей вине эти грешники могли искренно раскаяться, то, конечно, получили бы прощение от Бога. Святой Афанасий пишет: «Христос не сказал: не отпустится хулившему и раскаявшемуся, но хулящему, то есть упорно пребывающему в хулении; ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему».
И святой Златоуст о хуле на Святого Духа говорит: «И сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Святого Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено».
Таким образом, исключение в отношении прощаемости хулы на Духа Божия нужно допустить разве в случае всесильного по особенным целям воздействия благодати Божией (ср. Мк. 10, 24–27) в отношении таких хулителей, которые не сделались совершенно недоступными для приемлемости ее и оказываются еще сколько-нибудь способными к раскаянию; почти исключительный пример такого целительного воздействия благодати Божией
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В ЛИЦЕ БЫВШЕГО ЯРОСТНОГО ГОНИТЕЛЯ И ХУЛИТЕЛЯ САВЛА, который чудесно перерожден был в великого апостола (1Тим. 1, 13).
Источник: Баженов И.В. Хула на Духа Святого
https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazh...duha-svjatogo/