Текст Яхвиста
И увидел Яхве, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Яхве, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Яхве: истреблю с лица земли человека, которого Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Яхве
И сказал Яхве Ною: иди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в сем поколении;
и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского пусть они будут.
также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить семя для всей земли,
ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
Ной сделал все, что Яхве ему велел
И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
И затворил Яхве за ним.
И продолжался на земле потоп сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
И Он истребил всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все были истреблены с земли, остался только Ной и те, что с ним в ковчеге.
и перестал идти дождь с неба.
И вода постепенно возвращалась с земли
И вот, через сорок дней Ной открыл окно ковчега, которое он сделал
И выпустил от себя голубку, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
но не нашла голубка, куда поставить подушечки лапок своих, и возвратилась к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял ее, и принял к себе в ковчег.
И помедлил еще семь других дней и опять выпустил голубку из ковчега.
Возвратилась к нему голубка вечером, и вот, свежий масличный лист во рту у нее, и понял Ной, что вода сошла с земли.
Помедлил еще семь дней других и выпустил голубку; но она уже не возвратилась к нему и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли
И устроил Ной жертвенник Яхве; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И почуял Яхве приятный запах, и сказал Яхве в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Текст Жреческого кодекс
Вот поколения Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Элохимом.
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
Растлилась земля пред лицом Элохима, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Элохим на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть растлила свой путь на земле.
И сказал Элохим Ною: конец всякой плоти пришел пред моим лицом, ибо земля наполнилась от них насилием; и вот, Я истреблю их с земли.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай свет в ковчеге, в локоть от верха. И дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижний, второй и третий этаж.
И вот, Я наведу на землю потоп вод, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
И из всего живого, из всех плоти, каждого по паре, введи в ковчег с тобой, дабы остались в живых с тобой; мужеского пола и женского пусть будут.
Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
И возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Элохим, так он и сделал.
И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле
по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Элохим повелел Ною.
И вот, через семь дней воды потопа пришли на землю.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Элохим
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
И вспомнил Элохим о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Элохим на землю руах (Дух, дыхание, ветер), и воды
И закрылись источники бездны и окна небесные
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца на горе Арарат.
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
и он выпустил ворона, и тот летал туда-сюда, пока не осушилась земля от воды
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
И сказал Элохим Ною:
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
все звери, и все гады, и все птицы, все ползающее по земле, по родам своим, вышли из ковчега
И благословил Элохим Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Элохима;
вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Элохим Ною и сынам его с ним:
вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
и со всякою душой живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Элохим: вот от (знак, знамение) завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я дам радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Элохимом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле.
И сказал Элохим Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле
Как мы видим, наш рассказ снова имеет внутри противоречия. Одни из них снова могут показаться несущественными. Другие – важны, а третьи – непреодолимы.
В некоторых частях нашей истории называется Элохим, а в других – Яхве.
В одном случае Яхве насылает на землю дождь, то есть вполне привычное природное явление, хотя бы и необыкновенной продолжительности: «И шел дождь на земле сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:12).
В другом случае – это очень тонкое наблюдение Фридмана – речь идет не о природном явлении, а о космическом катаклизме. Во время этого катаклизма, – Всемирного потопа – «были сломаны все источники великой бездны, и распахнулись окна неба» (Быт. 7:11). Это вам не дождь, даже сорокадневный!
Дождь – говорят нам – шел сорок дней и сорок ночей (Быт. 7:12). А вот космический катаклизм продолжался 150 дней (Быт. 7:24).
В одном месте говорится, что Ной, когда потоп кончился, выпустил из окна ковчега ворона, и тот «летал туда-сюда, пока земля не высохла» (Быт. 8:7)
В другом месте Ной выпускает не ворона, а голубку (Быт. 8:8–12).
Но самое важное разночтение наблюдается в количестве животных, которых Ной взял в ковчег. В одном месте говорится, что он взял каждой твари по паре (Быт. 6:19–20). В другом – что в ковчег вошли по семь пар чистых животных (т. е. животных, пригодных для жертвоприношений) и по паре нечистых (Быт. 7:2–3).
И наконец, у нашей истории два разных конца. В одном случае Ной выходит из ковчега, строит алтарь Яхве и приносит ему жертву. Он сжигает жертвенных животных на алтаре, Яхве вдыхает приятный запах и решает оставить человечество в покое.
А в другом случае Ной никаких животных в жертву не приносит и алтаря не строит. Вместо этого Элохим заключает с ним завет (берит) (Быт. 9).
Разумеется, не все эти противоречия непримиримы. Автор текста вполне может называть бога то Элохим, то Яхве, точно так же как А. С. Пушкин может называть своего персонажа то «Евгений», то «Онегин». Противопоставление бурного дождя и космического апокалипсиса тоже может показаться натянутым: что мешало богу, в самом деле, и дождь сверху пустить, и сломать источники великой бездны, чем бы там они ни были?
Но вот цифры в обоих рассказах входят в непримиримое противоречие друг с другом. Потоп продолжался или 40 дней, или 150. Чистых животных должно было быть или по одной паре, или по две. Да и с птицей, которую Ной выпустил, противоречия имеются категорические. В одной строке мы встречаем категорическое утверждение, что Ной выпустил ворона. А во второй – что он выпустил голубку.
Предположим теперь, что перед нами – не один рассказ, а два разных рассказа из двух разных источников.
И тогда все встает на свои места.
Перед нами – два разных текста, которые описывают историю с потопом. Однако на этот раз между ними нет неразрешимых противоречий, как в случае с историей о Сотворении Мира. В общем-то они рассказывают один и тот же сюжет.
Поэтому наши рассказы не располагаются друг за другом.
Вместо этого наш неизвестный Редактор берет один или несколько абзацев из одного рассказа – и сразу же за ними вставляет абзац из рассказа другого.
Если мы разберем эти абзацы обратно на два текста, то мы увидим, что все наши противоречия исчезли, поведение Бога и Ноя в каждом тексте удивительно логично, и каждый следующий абзац отдельного текста начинается там, где кончился предыдущий.
В одном тексте бог называется Яхве, – точно так же, как он называется в предыдущих главах Яхвиста. Этот Яхве – точно так же, как в предыдущих главах Яхвиста. Он лично закрывает дверцу Ноева ковчега и с удовольствием вдыхает ноздрями приятный запах жертв. В этом тексте потоп описан как природное, хотя и необычное, явление (дождь сорок дней и сорок ночей). В этом тексте Ной выпускает из ковчега голубку и берет в ковчег семь пар чистых животных и пару нечистых. Кроме
того, в этом тексте почти нет цифр. Максимум, на что сподобился его автор: упомянуть, что дождь был сорок дней.
В другом тексте бог называется Элохим, точно так же как он называется в предыдущих главах Жреческого документа. В этом тексте Элохим ярко демонстрирует признаки надмирного, трансцендентного бога, – опять-таки точно так же, как в предыдущих главах Жреческого документа. Он насылает на землю не банальный, хотя бы и сорокадневный дождь, а космический катаклизм. Он распахивает окна неба и отворяет источники великой бездны. Один только этот катаклизм продолжается сто пятьдесят дней, а всего странствия Ноя продолжаются больше года.
Этот текст серьезно озабочен цифрами, точно так же, как ими был озабочен Жреческий документ.
Да что там озабочен! Он буквально кишит ими. Он сообщает, что, когда начался потоп, Ною было 600 лет, а когда он кончился, ему стукнул 601 год. Ковчег – утверждает он – был триста локтей в длину, пятьдесят в вышину и тридцать в ширину (Быт. 6:15). У ковчега было три палубы (Быт. 6:16). Окно в ковчеге было на расстоянии локтя от верхней его палубы (Быт. 6:16). Вода поднялась над землей на пятнадцать локтей (Быт. 7:20). (Обстоятельство, которое показывает, что бог, устроивший этот потоп, видимо, временно отменил закон гравитации, потому что никакая вода на 15 локтей никакую гору Арарат не покрыла бы.)
Но главной отрадой нашего автора являются не просто цифры, а даты. Потоп начался в семнадцатый день второго месяца. Ковчег остановился на горе Арарат в семнадцатый день седьмого месяца (Быт. 8:4). Верхушки гор показались в первый день десятого месяца (Быт. 8:5). Земля высохла окончательно на двадцать седьмой день второго месяца через год (Быт. 8:14).
Наш автор ведет прямо-таки бортовой журнал ковчега. В небольшой текст он умудряется напихать столько числительных, как будто пишет не текст, а программу для компьютера.
Наконец, в этом Надмирном Тексте ничего не говорится о том, что Ной принес богу жертву. Вместо этого в нем говорится, что Бог заключил с Ноем завет. Поэтому в ковчег не надо было брать животных для жертвоприношения. Их достаточно было взять каждой твари по паре. Это настолько важная деталь для автора нашего текста, что он повторяет ее несколько раз.
Три раза на протяжении сравнительно короткого текста с достойной лучшего применения настойчивостью, раз за разом, наш автор повторяет, что в ковчег вошло по паре, по Паре, по ПАРЕ животных: «и всякое животное по виду его, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег, по двое, по двое, от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие были мужеского и женского пола от всякой плоти, как повелел ему Бог» (Быт. 7:14–15).
Обратим внимание. Если мы разобьем рассказ о Всемирном потопе на абзацы, вычленим из них те, в которых бог называется Яхве, и те, в которых бог называется Элохим, и снова соберем из них исходных два текста – то окажется, что оба текста полностью внутренне непротиворечивы. Каждый следующий абзац начинается там, где остановился предыдущий.
Это, собственно, и есть главное свидетельство в пользу того, что наша гипотеза является правильной, и оба текста когда-то вели автономное существование.
Что это были за два текста?
Если оно плавает, как утка, крякает, как утка, и летает, как утка, – то оно, вероятно, утка и есть.
Если один наш текст, тот, где бог называется Яхве, имеет все признаки Яхвиста, то логично заключить, что это Яхвист и есть.
А если второй наш текст, где бог называется Элохим, имеет все признаки Жреческого документа, то логично заключить, что это Жреческий документ и есть.
Текст, в котором бог называется Яхве, в одном случае рассказывает, как Яхве лично гуляет по райскому саду, а в другом – как он лично закрывает дверь ковчега. .
Текст, в котором бог называется Элохим, в одном случае рассказывает о космическом масштабе творения, а в другом – о космическом масштабе потопа.
Текст про Яхве совершенно не озабочен числительными. Текст про Элохима очень ими озабочен. Он рассказывает, что мир был сотворен за 7 дней, Адам родил Шета в 130 лет, а высота ковчега была 50 локтей. Если где-то можно порадовать читателя точным числом, текст про Элохима непременно это число вставит. Без преувеличения можно сказать, что числительное – это любимая часть речи текста про Элохима.
Но почему Жреческому документу так важно сказать, что в ковчеге было именно по паре, по паре, ПО ПАРЕ животных. Почему он буквально каждый раз повторяет это?
Очень просто, – объясняет нам Ричард Эллиот Фридман.
Потому что в Яхвисте, как мы видим, Ной по окончании потопа приносит Яхве жертву. Именно поэтому Ною нужны семь пар чистых животных. Чистые животные – это те, которые нужны для жертвоприношений. Странно было бы спасти животных в ковчеге только для того, чтобы зарезать их всех на алтаре. Поэтому в Яхвисте в ковчег идут семь пар чистых животных и пара нечистых. Нечистых животных в жертву не приносят, и надобности в их излишнем количестве нет.
Но Жреческий документ утверждает, что жертву Богу могут приносить только потомки Аарона. Всех остальных Бог поразит огнем с неба, если они на это осмелятся.
Однако Ной не является потомком Аарона. Он является его предком. Поэтому Жреческий документ, в своем стремлении обеспечить потомкам Аарона монополию, отказывает Ною в праве приносить жертву Богу. Вместо этого он говорит, что Бог заключил с ним завет.
Именно поэтому Жреческий документ так озабочен числительными. Большая часть цифр, которые он называет – это ритуальные даты. Даты, которые сопровождаются священными церемониями.
Иными словами, мы снова встречаемся с этой удивительно закономерностью. История про потоп, в том виде, в котором ее рассказывает Жреческий документ, – это не просто другой вариант истории, которую рассказывает Яхвист
Это – ее опровержение. Жрецу было очень важно заявить, что Ной жертв Яхве не приносил.
Краткая история монотеизма. Ю.Л.Л


Ответить с цитированием
,однако мифы о всемирном потопе существовали практически у всех народов мира.
