Спасибо за доброжелательный ответ. Если не покажусь несколько навязчивым, то лишь выскажу своё мнение в отношении некоторых мыслей: Христианская жизнь не есть жизнь без падений, ошибок и борьбы. Новый Завет этого не скрывает. Но здесь, на мой взгляд, возникает важное смещение. Хождение по Духу — это не идеал безгрешности, к которому когда-нибудь, возможно, удастся приблизиться. Это сам способ жизни верующего здесь и сейчас, именно в условиях слабости, борьбы и несовершенства.
Апостол Павел не говорит: сначала станьте зрелыми, потом начнёте ходить по Духу. Он говорит: если мы живём Духом, то по Духу и поступать должны. То есть хождение по Духу — не награда за успехи, а основание христианской жизни. Падения не отменяют хождения по Духу, если человек возвращается ко Христу, кается и продолжает жить в зависимости от благодати, а не от внешних опор.
Образ «костылей» в виде Декалога, на мой взгляд, здесь не совсем уместен. Костыли помогают продолжать путь, а закон в Павловом понимании выполняет другую функцию: он обличает, останавливает и показывает, что своими силами идти невозможно. Именно поэтому Павел называет его детоводителем до Христа, а не вспомогательным средством для уже рождённых свыше.
Совесть верующего настраивается не Декалогом как внешним эталоном, а Святым Духом. Закон действительно был написан на камне, а в Новом Завете говорится о законе, написанном в сердце. Это не тот же самый механизм в другой форме. Если совесть постоянно нуждается в подстройке через внешний закон, значит человек фактически возвращает себя под принцип буквы, а не живёт из сыновства.
Важно и то, что Декалог, даже в своей моральной части, сохраняет принцип закона: делай — и будешь жить. А плод Духа —это не инструкция и не план самовоспитания, а результат пребывания во Христе. Плод не выращивают усилием, он возрастает из жизни, соединённой с Источником.
Поэтому я бы сказал так: хождение по Духу — не идеал без ошибок, а реальность новой жизни. А возвращение к Декалогу как к «резервной опоре» незаметно подменяет основание этой жизни, смещая его с Христа и благодати обратно к принцип у закона. Именно этого, как мне кажется, Павел и предостерегает.
С миром, во Христе и благословений от Бога.



Ответить с цитированием