Свт. Григорий Палама
«Делу же совершенной правды принадлежало и то, чтобы само добровольно поработившееся и побежденное естество одержало победу над началозлобным и отвергло добровольное рабство ему; по этой причине Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси. БЫЛО ЖЕ НЕВОЗМОЖНЫМ, ЧТОБЫ ОНАЯ ВЫСОЧАЙШАЯ И ПРЕВОСХОДЯЩАЯ УМ ЧИСТОТА (Т.Е., СЫН БОЖИЙ) СОЕДИНИЛАСЬ С ОСКВЕРНИВШИМСЯ ЕСТЕСТВОМ; потому что единое, что - невозможно для Бога, это - сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. ПОЭТОМУ БЫЛА НУЖДА В СОВЕРШЕННО НЕПОРОЧНОЙ И ЧИСТЕЙШЕЙ ДЕВЕ, КОТОРАЯ БЫ ПРИЯЛА ВО ЧРЕВЕ И РОДИЛА РЕВНИТЕЛЯ И ДАРОВАТЕЛЯ ЧИСТОТЫ, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно.
Посему некогда совершаемое с этой целью празднуется нами сегодня, нами, которые, на основании завершения сего, особенно познали величие Лиц, способствовавших такой великой цели. - Потому что Сущее от Бога, и Сущее у Бога и Сущее Бог - и Божие Слово и Сын сущий, Высочайшему Отцу собезначальный и соприсносущный, становится Сын Человеческий, Сын - Сия Приснодевы. "Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки" (Евр.13:8), неизменный по Божеству, безупречный по человечеству, "Иже единый", как предсвидетельствовал о Нем Исаия, говоря: "греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его" (Ис.53:9), Который не только это, но и был единственным не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим, - как это свидетельствует Давид о самом себе, а также и о каждом человеке, - ЧТОБЫ СОГЛАСНО ВОСПРИНЯТОМУ (ОТ ДЕВЫ МАРИИ) (ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ) БЫТЬ СОВЕРШЕННО ЧИСТЫМ И НЕПОРОЧНЫМ, а также не нуждающимся по сему Сам по Себе в очистительных жертвах, дабы таким образом ради нас от нашего лица пройдя все это с правдой и вместе премудро, восприять обряд очищения, а также страдание и смерть и воскресение. (...) Посему-то Бог не только стал Человеком, но и ВОСПРИНЯЛ ПЛОТЬ ОТ ДЕВЫ ЧИСТОЙ И СВЯТОЙ (ЛУЧШЕ ЖЕ СКАЗАТЬ: ПРЕЧИСТОЙ И ПРЕСВЯТОЙ), НЕ ТОЛЬКО ВЫСШЕЙ ПЛОТСКОЙ СКВЕРНЫ, НО - И СКВЕРНЫХ ПОМЫШЛЕНИЙ, ПРИХОДЯЩИХ ОТ ПЛОТИ, зачатие в Которой произвела не воля плоти, но - наитие Святаго Духа: благовещение (Архангела) и вера (Пресвятой Девы) явились причиной обитания Бога, обитания побеждающего всякое слово, как необычного и сущего выше слова, а не согласие и опыт страстного вожделения; потому что нечто такое было совершено отстранено (от Пресвятой Девы) Ее молитвой и духовным радованием». (Омилия 54. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы)