По сути, уже с Павловых времен в Церкви обнаружился прикрытый конфликт между харизматическими вождями и иерархией.
Первые, конечно, поначалу имели преимущество, на их стороне стояли и сам Павел, а потом и Иоанн Богослов (в окружении которого оказался и Иоанн-Тайнозритель). Коринфская церковь - яркое свидетельство диктатуры пророков.

Но уже и сам Павел, в первом послании в Коринф не имевший ничего против примата харизматов, вынужден был отметить, что на духовный рост, на ПЛОДЫ Духа это обилие видимых даров отнюдь не повлияло в лучшую сторону. Даже на исправление нравов. 1 Кор. показывает нравы коринфских христиан на низком уровне. Впоследствии, уже через пару лет после 1 Кор. (56 г) к временам ареста он особо напирает на авторитет эфесских епископов-пресвитеров, встречается именно с ними. После уз он своими руками устанавливает в своих общинах авторитет иерархии (пастырские послания) в противовес демократическому харизматизму.

Так рождается это извечное далее, на все века и во всех христианских конфессиях существующее соперничество между иерархией и харизматией. Монахи-"пророки" постоянно вырывают духовную власть из рук епископов и пресвитеров, те (на соборах) столь же постоянно борются против лжестарчества монахов.

Все это очевидные факты, тут спорить не о чем. Можно принимать одну сторону или другую, можно понимать частичную правду обеих сторон. Но в целом существуют два направления мысли христианской:
- церквоцентричное,
- пневмоцентричное.
В полном выражении то и другое однозначно плохо. Для первого письма не уместно, но дальше мы рассмотрим основные черты того и другого направления мысли. Кстати, та же борьба меж пророками и жрецами прекрасно прослеживается и в Ветхом завете, например, в Псалтири. И в исламе она есть.

Но есть в истории Церкви одна страница, как бы во все это не вписывающаяся.
Это - Иоанн Златоуст.
Если хотите, это ведь целая реформация в церкви, причем подлинно евангельская. Задавленная церкво-центристами.
Реформация хорошая. Не затрагивающая ничего из внешних церковных атрибуций. А просто повернувшая всю церковь на путь евангельский - на путь социальной аскезы. Златоуст попытался (не вникая в спор тогдашних харизматов с иерархией, а это все было и тогда) повернуть всю церковь на путь социального служения и миссионерского свидетельства.
Сам яркий пример такого пути, Иоанн собрал вокруг себя большую группу и клириков, и мирян. Но еще большая группа иерархов и монахов, как церкво-центристов, так и харизматов, чисто физически (с привлечением гос.власти) задавила это движение. И в истории Византии - похоже, навсегда. Второго Златоуста уже не было.

Кто немного в курсе - давайте обмозгуем далее, что такое церкво-центричность, что такое пневмо-центричность и что такое златоустовская установка на примат Евангелия.

Кто слышал историю церкви и принял картинку в нео-протестантском карикатурно-критическом изводе, - прошу вас не замусоривать тему.