Цитата Сообщение от Эрик Посмотреть сообщение
Денис В., Вы конечно молодец, что не просто с черствостью накидываете цитаты, которые и читать не солоно, когда они не заботливо преподнесены. И хорошо делаете, что беспокоитесь, как бы окружающие не впали бы ересь, не отступили от Истины, не прельстились и не пали. Это хорошо.
Но ведь Вы же сами говорите - есть теории, только теории, одни теории, другие теории, а так чтобы догмат - такого пока нет. А теории, они чем сильны или слабы? Своей объяснительной силой. И вот юридическая теория, она может быть и сильна для тех, кто сугубо под законом и потому имеет закон потолком рассмотрения. Ответчик принес огромную жертву для удовлетворения оскорбления Истца. Для подзаконно настроенных такое объяснение годно. Они и ягнят резать готовы, если положено Но для новых, настроенных на благодать, юридические объяснения уже слабы, да и ягнят резать как-то уже не привыкли. И поэтому в новом осмыслении самого понятия жертва, как и искупления, нет крамолы, если это происходит в русле любви к Богу и ближнему и по наитию благодати.
По Отцам, Жертва Христова открывает двери благодати, то есть, тот самый юридизм Искупления становится причиной освящения:

Святой Иоанн Дамаскин об оправдании и освящении:

"Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения – ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), и даровать им нетление, и подарить равноангельскую, беспечальную и безмятежную жизнь в пакибытии будущего века – ибо надлежит прежде претерпеть то, что относится к первому Адаму, от которого мы и произошли, и тогда уже снискать даров второго Адама".

Святой Нектарий Эгинский (автор "Агни Парфене") об искуплении и освящении:

«Спаситель как Великий Архиерей принес Самого Себя Богу и Отцу в непорочное Заклание и умилостивительную Жертву (θυσίαν ἱλαστήριον), сделавшись Приносящим и Приносимым, и тем самым умилостивил и удовлетворил Божественное правосудие (ἱκανοποίησε τὴν θείαν δικαιοσύνην), оскорбленное грехом людей в преступлении закона Божия.

Как безгрешный Представитель рода человеческого пред Богом и Отцом, Он принял на Себя все наказание, которого был достоин согрешивший человек. Он излил на Кресте Свою драгоценную и спасительную Кровь, скрепив тем самым Новый Завет, который заключил со Отцом, так что через сей Завет спасается всякий, кто верует в Спасителя и исповедует Его умилостивительную крестную смерть.

Сия Жертва омывает и очищает человечество; она очистила и омыла род людской от скверны греха и освящает верующих во Христа и крестящихся во имя Святой Троицы, утвердившей Новый Завет».

Святой Феофан Затворник:

«Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во-вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни.

Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся, новой жизни возыметь не возможем. И то и другое необходимо: и снятие клятвы, и обновление нашего естества. Ибо если б мы и получили каким-либо образом прощение и помилование, но остались необновленными, никакой от того не получили бы пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи снова подвергались бы осуждению и немилости или все оставались бы в том же пагубном состоянии.

То и другое необходимо; но ни тому, ни другому нельзя состояться без воплощения Бога».