Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Страница 9 из 9 ПерваяПервая ... 3 4 5 6 7 8 9
Показано с 161 по 169 из 169

Тема: Печальная эволюция православного богослужения

  1. #161
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Кстати римский канон является анафорой александрийского типа, пишут, что он близок к александрийской анафоре. А если брать времена еще раньше, то скорее анафоры были формами благодарения по типу иудейских трапез, тем более если учитывать, что агапы были неотделены от евхаристии. Вот и литургист Арранц пишет, правда об антиохийских анафорах эленестического типа: "Древние «хаотические» анафоры, сложенные в текстуальном подражании еврейским молитвам трапезы и синагоги, будут в IV в. переработаны в Антиохии в классические греческие анафоры... хотя все традиционные элементы прежних анафор сохраняются".

    Кроме того стоит учесть, что во времена более ранние, благодарение носило импровизированность, об этом мы читает в Дидахэ: "Пророкам же предоставляйте благодарить сколько они хотят". Литургист Спинкс пишет, когда разбирает Евхаристию по сирийским Деяниям Фомы: "Существовали также импровизированные молитвы над веществом, которые варьировались от Эпиклезиса до провозглашения истории спасения в самых общих чертах". То есть, в евхаристической молитве могла содержатся история спасения в общих чертах, наверное благодарение за спасение. Либо эпиклезис. Кстати замечу, что в литургиях месопатамского типа, которые служат в Ассирийской Церкви Востока, в частности в литургии Фаддея и Мария, нет молитвы о пресуществлении.
    Последний раз редактировалось Денис Васильевич; 01.09.2024 в 19:35.

  2. #162
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Можно предположить, что во времена Апостолов, Евхаристия представляла собой наверное короткую молитву благодарения, возможно импровизированную. Это не было, что-то большим по времени, а наверное было молитвой по типу благодарения иудейских трапез, в которых первые христиане вспоминали историю Искупления и благодарили Бога, возможно благословляя элементы Евхаристии. Это потом стало разрастаться. Но это мое предположение, если конечно в те времена, эти молитвы не сопровождались дополнительными молитвами и пением псалмов. Вполне могло быть. Возможно ко всему этому присоединялось чтение молитв, которые оформились в чтение Часов, ведь из иудейского синагогального порядка восходит история чтения Часов. Каждый раз когда в Храме совершались жертвы, иудеи в это время, в синагогах молились, вот это и оформилось в христианстве, в чтение Часов. Я уже не помню, может быть и до приношения жертвы в Храме, и после, иудеи тоже в определённое время молились, в общем получался такой суточный распорядок по определенному времени. Подробно об этом пишет литургист Кунцлер. Кроме того, в синагогах читалось Писание, этот обычай тоже перешел в христианские собрания.

  3. #163
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    И кстати, если в литургии Фаддея и Мария нет молитвы пресуществления, то лютеранская месса тоже может быть вполне легитимной по своей форме. В ней есть молитва над Дарами об их освящении, но нет молитвы о пресуществлении Даров. Кроме того, в лютеранской мессе есть слова установления (verba): "Сие есть Тело Мое...", "Сие есть Кровь Моя..."

  4. #164
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Вот кстати тоже моё предположение. Изначально, Евхаристия состояла из благодарственной молитвы Богу, а позже, происходит трансформация в сакердотальное приношение жертвы, умилостивительной жертвы Отцу. Например, в римском каноне, Offertorium (молитва приношения), в котором, в частности говорится: «Прими, Святый Отче … безгрешную жертву, которую я … приношу Тебе … как за мои неисчислимые грехи, преступления и нерадения, так и за всех здесь присутствующих; равно как и за всех верных христиан, живых и мёртвых…». А изначальные типы Евхаристии, скорее всего были формой благодарения, где упоминалось Искупление, благодарили Бога за спасение. Кроме того, можно вспомнить евхаристические молитвы из Дидахе, там самое настоящее благодарение Бога: "Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!"; "О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки". Но здесь, непонятно, упоминается ли благодарение за спасение или нет, и есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия. Кроме того, эти молитвы не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. Вот касательно Евхаристии по Деяниям Фомы, Спинкс пишет, что там могла быть произвольная молитва, в которой упоминалась история спасения. И в традиции, унаследованной Павлом, упоминается Искупление. Традиция, которую унаследовал Павел восходит к евангельскому: "ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". У Иустина и Иринея, мы тоже находим упоминание о Евхаристии, как благодарение. Ириней пишет: "Мы приносим Ему хлеб и вино не потому, что Он нуждается, но выражая тем Ему благодарность и освящая творения". У Иринея, благодарение за творение мира, плоды, урожай. У Иринея есть ещё и такое понятие в Евхаристии, как "антитипа". По Иринею, Святые Дары суть истинные Тело и Кровь Христовы, Причащение освящает нас и есть залог воскресения. И кстати, по Иринею, субстанция хлеба и вина сохраняется, на него любят ссылаться лютеране. Ну а что касается Иустина, известный русский литургист Катанский отмечает, что Иустин рассматривает Евхаристию как совершенную жертву благодарения и воспоминания.
    Последний раз редактировалось Денис Васильевич; 01.09.2024 в 20:14.

  5. #165
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    16.06.2023
    Адрес
    Новгородская область
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,095
    Упоминаний
    5 сообщений
    Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
    Можно предположить, что во времена Апостолов, Евхаристия представляла собой наверное короткую молитву благодарения, возможно импровизированную. Это не было, что-то большим по времени, а наверное было молитвой по типу благодарения иудейских трапез, .
    Ну да.
    Дидахэ - первый образец, не так ли?
    Чуть модернизированный чин иудейской трапезы и довесок, что пророкам разрешается приносить благодарение, КАК ОНИ ХОТЯТ.
    Экуменизм - штука страшная. Страшнее только антиэкуменизм.

  6. #166
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    Ну да.
    пророкам разрешается приносить благодарение, КАК ОНИ ХОТЯТ.
    Евхаристические молитвы из Дидахе (есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия), не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. В свою очередь, вольная молитвенная импровизация благодарения, вполне могла породить разнообразие литургических чинов.

  7. #167
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    16.06.2023
    Адрес
    Новгородская область
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,095
    Упоминаний
    5 сообщений
    Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
    Евхаристические молитвы из Дидахе (есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия), не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. В свою очередь, вольная молитвенная импровизация благодарения, вполне могла породить разнообразие литургических чинов.
    Так и должно было быть.
    Молитва Дидахэ - лишь на тот случай, если собравшиеся двух слов связать не могут сами.
    Экуменизм - штука страшная. Страшнее только антиэкуменизм.

  8. #168
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Раввин Лоуренс А.Хоффман (Lawrence A.Hoffman), преподаватель в Hebrew Union College в Нью-Йорке, рассматривает греческий порядок слов «хлеб наш насущный» τον αρτον τον επιουσιον в свете 8 главы Дидахе как «сверхъестественный хлеб». Иероним называл его «хлебом следующего дня». Амвросий, как и Мидраш Рут, называл его «хлебом царства» и добавлял, что это «не тот хлеб, который входит в тело, но хлеб вечной жизни».

    Шведский библеист, специалист по иудаике Ристо Сантала

    Ещё я читал, что в эпоху Второго Храма, манна небесная отождествлялась с Премудростью Божией, Словом Божием, поэтому Христос Себя называет манной, хлебом жизни.

  9. #169
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Ещё знаете, о чем думал? Если самый ранний свидетель доникейского периода - Киприан Карфагенский пишет, что Евхаристия приносится и за мучеников тоже, то она и понималась сакердотально, как умилостивительная жертва. А еще вот о чём думал, если римский классический канон является анафорой александрийского типа, пишут, что он близок к александрийской анафоре, то это как-то связано с Марком, чья традиция восходит, как к Александрии, так и к Риму, ведь он был и там, и там, как и Апостол Петр. Когда литургисты пишут о типаже анафоры, они имеют в виду структуру, какие молитвы за какими другими молитвами следуют, тип эпиклезиса, например, нисходящий он или восходящий.

Страница 9 из 9 ПерваяПервая ... 3 4 5 6 7 8 9

Похожие темы

  1. Аске́тика – раздел православного Богословия
    от Vardan в разделе Аскетика - Христианское Подвижничество
    Ответов: 58
    Последнее сообщение: 21.10.2024, 10:04
  2. Чем армянское христианство отличается от русского православного?
    от Алекс в разделе Древние Восточные Церкви
    Ответов: 37
    Последнее сообщение: 06.09.2023, 14:49
  3. книги православного канона Священного Писания.
    от АндрейВторозван в разделе Вопросы по Библии. Ветхий Завет
    Ответов: 27
    Последнее сообщение: 29.08.2022, 14:03
  4. Как определить духовное состояние православного?
    от Семён Семёныч в разделе Духовные беседы
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 16.08.2022, 10:00

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®