Кстати римский канон является анафорой александрийского типа, пишут, что он близок к александрийской анафоре. А если брать времена еще раньше, то скорее анафоры были формами благодарения по типу иудейских трапез, тем более если учитывать, что агапы были неотделены от евхаристии. Вот и литургист Арранц пишет, правда об антиохийских анафорах эленестического типа: "Древние «хаотические» анафоры, сложенные в текстуальном подражании еврейским молитвам трапезы и синагоги, будут в IV в. переработаны в Антиохии в классические греческие анафоры... хотя все традиционные элементы прежних анафор сохраняются".
Кроме того стоит учесть, что во времена более ранние, благодарение носило импровизированность, об этом мы читает в Дидахэ: "Пророкам же предоставляйте благодарить сколько они хотят". Литургист Спинкс пишет, когда разбирает Евхаристию по сирийским Деяниям Фомы: "Существовали также импровизированные молитвы над веществом, которые варьировались от Эпиклезиса до провозглашения истории спасения в самых общих чертах". То есть, в евхаристической молитве могла содержатся история спасения в общих чертах, наверное благодарение за спасение. Либо эпиклезис. Кстати замечу, что в литургиях месопатамского типа, которые служат в Ассирийской Церкви Востока, в частности в литургии Фаддея и Мария, нет молитвы о пресуществлении.