Отмечу, и для себя тоже, что без понимания того, что именно подразумевается под Святой Троицей в Православии, у человека будут сложности с осознанием всего что связано с Ней.
Поэтому правильное понимание крайне важно. Ошибка в начале пути в конце концов заведет в тупик.
Главное понять, что:
Личный Бог это Совершенная Личность вечно пребывающая в трех модусах разумности. Она и Ум, Она и Слово, Она и Святой Дух со всеми изх личными отношениями, одновременно, неслиянно и нерожденно.
Бог - это прежде всего Личность (Я).
Личность - это прежде всего Разум (Мышление (Ум), Мысль (Слово) и Образ Мысли (Святой Дух).
Разумная Личность - это прежде всего Святость и Любовь.
Личный Бог мыслит поэтому рождает мысль и изводит образ мысли, и все это окрашено святостью и любовью: и мышление и мысль и образ мысли.
Личный Бог это одновременно и Ум и Слово и Святой Дух с их личными отношениями.
Вот как это описано в Православных источниках:
! Огромная просьба, прочитайте все и внимательно, многие вопросы отпадут сами собой!
Самое главное постарайтесь оставить в стороне Вашу идею что "Бог" это имя природы Бога и сфокусируйте внимание на том, что Бог это мыслящая совершенная Личность. Тогда все естественным образом встанет на свои места и Вы поймете каким образом Личный Бог вечно пребывает в трех Лицах оставаясь единым собой. На самом деле все до гениальности просто если не дурачить себя.
"Azbyka.ru
Протоиерей Сергей Булгаков."О Богочеловечестве. Невеста Агнца. ч. III.
"Божественная личность исчерпывающе раскрывается во Св. Троице, и от нее ничего не может быть убавлено или к ней прибавлено.28"
"...триипостасная Личность Божия имеет Свою природу или Свой Божественный мир, и все принадлежит к этой жизни и миру."
"...В нашем богословии существуют некоторые окостенелые формулы, в корне этой божественной самотворческой актуальности противоречащие. Сюда относится и обычная догматическая формула относительно Св. Троицы: Бог «имеет» три лица и единую природу. Здесь уже нечего говорить о неточности такого определения, что Бог имеет три лица, если при этом не говорится, что сам Бог есть триипостасная личность. "
Azbyka.ru:
"Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию...
"Бог, во Святой Троице сущий, есть Абсолютный Субъект, в котором соборная, триединая природа Я, осуществляется абсолютным образом."
Православная Энциклопедия:
"Учение о Святой Троице – основа христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
"Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.
Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь.
Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо (Разум), так в троице-человеке три лица составляют одно существо (разум), не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.
Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом."
"Бог (Личность) обладает всесовершенным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога (Личности) имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов."
Важно: Далее Отцы сосредоточиваются собственно на Троице Лиц и их ипостасных отношениях. При этом держа в уме и подразумевая, что речь идет о Едином Личном Боге, Его Разуме и трех личных Ипостасях Разума Личного Бога.
"Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Максим Исповедник."
"Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном."
"Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин)."
"Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству."
"Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других.
Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое."
"Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин".
"Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности.
Отец есть (Личный) Бог, а не треть Бога, Сын также есть (Личный) Бог и Святой Дух – тоже (Личный) Бог. Но и все Три вместе не есть три (Личных) Бога, а один Личный Бог, Совершенная Личность. (ВСЕ ТРИ ВМЕСТЕ НЕ ЕСТЬ ТРИ, А ОДИН ЛИЧНЫЙ БОГ, СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ!). Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну."
"...Она обоснована лишь в христианстве. – Бог есть Личный Бог потому, что Он – единство в трех Ипостасях. Трисиятельное Божество (разум) не определено, а распределено внутри Себя, не ограничено, а саморазграничено без умаления Его совершенного единства.
Иерей Даниил Сысоев:
Курс лекций «Догматическое богословие»
"... Когда мы говорим о Троице, то должны сказать: « (Личный) Бог (по содержанию) – единая Сущность (одно царство, одно могущество, одна власть, одна сила, пребывающая в трех личностях, трех Я, трех Самосознаниях» (то есть трех Я-самосознаниях-личностях Единой Личности, Личного Бога).
Там же:
"Действия Троицы.
Личный Бог триедин в вечности и всегда действует как Пресвятая Троица. (Личный Бог в самосознании) Бог Отец – замышляющая причина, (Личный Бог в самосознании) Бог Сын – творящая сила, Личный Бог в самосознании) Бог Дух Святой – сила, приводящая к совершенству. Это касается творения: (Личный Бог) как Отец (мышление, ум) задумал, (Личный Бог как) Сын (мысль, Слово) сотворил, (Личный Бог) Дух Святой (образ мысли) приводит в совершенство. Это касается дарования закона, гибели Содома и Гоморры, боговоплощения и так далее. В боговоплощении (Личный Бог) Отец (мышление) отдает своего Сына (мысль, Слово) в жертву за людей. Но почему не Сам (Личный Бог) Отец (мышление) воплощается? Потому что Он не рожден, и если бы Он родился на земле, то изменилась бы Его природа, ипостасные свойства. Если ли бы (Личный Бог) Дух Святой (образ мысли) родился, он перестал бы быть (Личным Богом) Духом. В силу этого воплощается именно (Личный Бог) Сын (мысль, слово), чтобы Божественная природа не изменилась. Это говорит о том, что человеческое рождение сродственно Божественному рождению, это один из отпечатков образа Божиего в человеке. Даже рождение животных – далекое эхо Божественных отношений. Весь мир пронизан духом Божественной жизни."
Там же:
"Объяснение догмата о Пресвятой Троице.
Человек – ум, слово, душа (т. е. жизнь, которая оживляет тело, или дыхание, которое выражает слово). Дыхание связано с жизнью (живешь – дышишь), но дыхание дает нашему слову возможность себя проявить. Также наш разум: он всегда имеет в себе способность словесного выражения и имеет, собственно, жизнь, но при этом жизнь и разум – не одно и то же, и разум без жизни не существует. Есть слово, свойственное разуму; не может быть разума, не обладающего способностью к говорению. Если мы не можем мыслить, то мы и не существуем. Бог Отец – это ум, поэтому Он называется мирородным Умом. Ум, который выражается через Свое Слово (Христа) и Дух (дыхание), который это слово передает людям. Мы верим в одного Бога (Ум), Его Слово и Его Дух."
"Единый Личный Живой Бог есть Бог Тpиипостасный. Каждая ипостась Святой Тpоицы является (самой) Божественной Личностью. Три абсолютные личности ( т.е. три Лица, Я-самосознания) в единстве Единой Тpиипостасной Абсолютной Личности – эта невмещаемая в pассудке запpедельная истина откpывается в нашем внутреннем опыте, поскольку она и является основанием бытия человеческой личности. Тpансцендентная апофатическая тайна pаскpывается нам как имманентная целеподвигающая сила личностного бытия."
Заключение:
Поклоняясь Лицам Святой Троицы, мы поклоняемся одновременно и высшему разуму (божеству) и собственно носителю разума личному Богу - так как три Лица и есть сам личный Бог в трех Я-самосознаниях, ипостасях высшего разума.
Примечание.:
Личный Бог - это совершенная Личность, высшее Я,
Божество это сущность, содержание высшего Я, это высший разум исполненный святости и любви.
Троица - это три Я-самосознания, три Лица Личного Бога (Ум, Слово и Святой Дух), они являются олицетворением трех способов бытия высшего разума: мышления (единого), мысли (единичного) и образа мысли (единящего).
Православие - это особая самодостаточная система мысли в которой все логично связано между собой. Поэтому любое искажение фатально для понимания целого.
Прошу прощения, опять много букв, но все это для более ясного понимания.
Подчеркну: все изложенное взятое в кавычки это цитаты из Православных источников, ничего моего там нет, только комментарии в скобках для пояснения. Комментарии основаны на самом же цитируемом.



Ответить с цитированием