
Сообщение от
shlahani
Но это же несущественно в данной беседе, разве Вы сами не видите?
Вы показали тут перед всеми свою учёность и начитанность, но что Вы прибавили к обсуждению?
Ведь если Вы настаиваете на проблеме в переводе, то Вы компрометируете заповедь Моисея.
Но беседа у нас идёт не в рамках Моисея, а в рамках Иисуса.
Положим, эта заповедь о прелюбодеянии скомпрометирована Вами и опираться на неё в беседе теперь не совсем удобно.
Но ведь в нагорной проповеди господь Иисус привёл не одну заповедь Моисея - но шесть заповедей.
Вам теперь предстоит изыскать проблему в переводе всех этих шести заповедей.
Проблемы в понимании, и не обязательно в переводе. Попробуем.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
(Матф.5:43,44)
Найдите заповедь Моисея, которая здесь обсуждается. Заранее благодарен.
Проблема развода. Аудитория Иешуа считала так:
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? (Матф.19:6,7)
Типа Моисей заповедал разводиться и давать разводное письмо. По факту такой заповеди нет. Разводное письмо упоминается в Торе вскользь, заповедуя ограничения разводов:
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа,
3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, -
4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
(Втор.24:1-4)
В этой заповеди центральная проблема - что значит слово "противное", которое должно считаться достаточным для развода. В спорах того времени было два противоположных мнения, и Господь сообщил, что он придерживается одного из них.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
(Матф.5:31,32)
💬 Мнение школы Гиллеля
Школа Гиллеля интерпретировала это место широко и гибко:
"Даже если она испортила ему еду" — это может быть достаточной причиной для развода.
(Гитин 90а: "אפילו הקדיחה תבשילו")
То есть, любой повод, даже бытовой и незначительный, может считаться достаточным основанием для развода. Школа Гиллеля учила, что мужчина имеет право развестись с женой по любой причине, если она "не нашла благоволения в его глазах".
🆚 Мнение школы Шаммая
Школа Шаммая, напротив, толковала это место строже:
Только в случае непристойного поведения, то есть серьёзного проступка (например, сексуальной аморальности).
📌 Комментарии и последствия
- Историческое значение:
- Мнение Гиллеля стало широко распространённым в эпоху Второго Храма.
- В Евангелиях (напр. Матфея 19) Иисус явно спорит с теми, кто придерживается именно гиллелевской позиции, позволяющей развод по любой причине.