Приветствуем вас на Христианском сайте и межконфессиональном форуме Богословие!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христианский сайт и Межконфессиональный форум по Богословию

Страница 9 из 9 ПерваяПервая ... 3 4 5 6 7 8 9
Показано с 161 по 174 из 174

Тема: Печальная эволюция православного богослужения

  1. #161
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Кстати римский канон является анафорой александрийского типа, пишут, что он близок к александрийской анафоре. А если брать времена еще раньше, то скорее анафоры были формами благодарения по типу иудейских трапез, тем более если учитывать, что агапы были неотделены от евхаристии. Вот и литургист Арранц пишет, правда об антиохийских анафорах эленестического типа: "Древние «хаотические» анафоры, сложенные в текстуальном подражании еврейским молитвам трапезы и синагоги, будут в IV в. переработаны в Антиохии в классические греческие анафоры... хотя все традиционные элементы прежних анафор сохраняются".

    Кроме того стоит учесть, что во времена более ранние, благодарение носило импровизированность, об этом мы читает в Дидахэ: "Пророкам же предоставляйте благодарить сколько они хотят". Литургист Спинкс пишет, когда разбирает Евхаристию по сирийским Деяниям Фомы: "Существовали также импровизированные молитвы над веществом, которые варьировались от Эпиклезиса до провозглашения истории спасения в самых общих чертах". То есть, в евхаристической молитве могла содержатся история спасения в общих чертах, наверное благодарение за спасение. Либо эпиклезис. Кстати замечу, что в литургиях месопатамского типа, которые служат в Ассирийской Церкви Востока, в частности в литургии Фаддея и Мария, нет молитвы о пресуществлении.
    Последний раз редактировалось Денис Васильевич; 01.09.2024 в 19:35.

  2. #162
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Можно предположить, что во времена Апостолов, Евхаристия представляла собой наверное короткую молитву благодарения, возможно импровизированную. Это не было, что-то большим по времени, а наверное было молитвой по типу благодарения иудейских трапез, в которых первые христиане вспоминали историю Искупления и благодарили Бога, возможно благословляя элементы Евхаристии. Это потом стало разрастаться. Но это мое предположение, если конечно в те времена, эти молитвы не сопровождались дополнительными молитвами и пением псалмов. Вполне могло быть. Возможно ко всему этому присоединялось чтение молитв, которые оформились в чтение Часов, ведь из иудейского синагогального порядка восходит история чтения Часов. Каждый раз когда в Храме совершались жертвы, иудеи в это время, в синагогах молились, вот это и оформилось в христианстве, в чтение Часов. Я уже не помню, может быть и до приношения жертвы в Храме, и после, иудеи тоже в определённое время молились, в общем получался такой суточный распорядок по определенному времени. Подробно об этом пишет литургист Кунцлер. Кроме того, в синагогах читалось Писание, этот обычай тоже перешел в христианские собрания.

  3. #163
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    И кстати, если в литургии Фаддея и Мария нет молитвы пресуществления, то лютеранская месса тоже может быть вполне легитимной по своей форме. В ней есть молитва над Дарами об их освящении, но нет молитвы о пресуществлении Даров. Кроме того, в лютеранской мессе есть слова установления (verba): "Сие есть Тело Мое...", "Сие есть Кровь Моя..."

  4. #164
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Вот кстати тоже моё предположение. Изначально, Евхаристия состояла из благодарственной молитвы Богу, а позже, происходит трансформация в сакердотальное приношение жертвы, умилостивительной жертвы Отцу. Например, в римском каноне, Offertorium (молитва приношения), в котором, в частности говорится: «Прими, Святый Отче … безгрешную жертву, которую я … приношу Тебе … как за мои неисчислимые грехи, преступления и нерадения, так и за всех здесь присутствующих; равно как и за всех верных христиан, живых и мёртвых…». А изначальные типы Евхаристии, скорее всего были формой благодарения, где упоминалось Искупление, благодарили Бога за спасение. Кроме того, можно вспомнить евхаристические молитвы из Дидахе, там самое настоящее благодарение Бога: "Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!"; "О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки". Но здесь, непонятно, упоминается ли благодарение за спасение или нет, и есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия. Кроме того, эти молитвы не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. Вот касательно Евхаристии по Деяниям Фомы, Спинкс пишет, что там могла быть произвольная молитва, в которой упоминалась история спасения. И в традиции, унаследованной Павлом, упоминается Искупление. Традиция, которую унаследовал Павел восходит к евангельскому: "ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". У Иустина и Иринея, мы тоже находим упоминание о Евхаристии, как благодарение. Ириней пишет: "Мы приносим Ему хлеб и вино не потому, что Он нуждается, но выражая тем Ему благодарность и освящая творения". У Иринея, благодарение за творение мира, плоды, урожай. У Иринея есть ещё и такое понятие в Евхаристии, как "антитипа". По Иринею, Святые Дары суть истинные Тело и Кровь Христовы, Причащение освящает нас и есть залог воскресения. И кстати, по Иринею, субстанция хлеба и вина сохраняется, на него любят ссылаться лютеране. Ну а что касается Иустина, известный русский литургист Катанский отмечает, что Иустин рассматривает Евхаристию как совершенную жертву благодарения и воспоминания.
    Последний раз редактировалось Денис Васильевич; 01.09.2024 в 20:14.

  5. #165
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    16.06.2023
    Адрес
    Новгородская область
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,094
    Упоминаний
    6 сообщений
    Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
    Можно предположить, что во времена Апостолов, Евхаристия представляла собой наверное короткую молитву благодарения, возможно импровизированную. Это не было, что-то большим по времени, а наверное было молитвой по типу благодарения иудейских трапез, .
    Ну да.
    Дидахэ - первый образец, не так ли?
    Чуть модернизированный чин иудейской трапезы и довесок, что пророкам разрешается приносить благодарение, КАК ОНИ ХОТЯТ.
    Экуменизм - штука страшная. Страшнее только антиэкуменизм.

  6. #166
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    Ну да.
    пророкам разрешается приносить благодарение, КАК ОНИ ХОТЯТ.
    Евхаристические молитвы из Дидахе (есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия), не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. В свою очередь, вольная молитвенная импровизация благодарения, вполне могла породить разнообразие литургических чинов.

  7. #167
    Заслуженный ветеран
    Регистрация
    16.06.2023
    Адрес
    Новгородская область
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    3,094
    Упоминаний
    6 сообщений
    Цитата Сообщение от Денис Васильевич Посмотреть сообщение
    Евхаристические молитвы из Дидахе (есть версия, что эти молитвы не являются евхаристическими, а являются агапическими, но это только версия), не являются закреплённым чинопоследованием, а являются неформальным образцом благодарения, потому что в том-же Дидахэ говорится о позволении пророкам благодарить, сколько они захотят, то есть, допускается вольная импровизация благодарения. Кроме того в произвольном благодарении пророков могли быть различные интенции, вплоть до благодарения за Искупление. В свою очередь, вольная молитвенная импровизация благодарения, вполне могла породить разнообразие литургических чинов.
    Так и должно было быть.
    Молитва Дидахэ - лишь на тот случай, если собравшиеся двух слов связать не могут сами.
    Экуменизм - штука страшная. Страшнее только антиэкуменизм.

  8. #168
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Раввин Лоуренс А.Хоффман (Lawrence A.Hoffman), преподаватель в Hebrew Union College в Нью-Йорке, рассматривает греческий порядок слов «хлеб наш насущный» τον αρτον τον επιουσιον в свете 8 главы Дидахе как «сверхъестественный хлеб». Иероним называл его «хлебом следующего дня». Амвросий, как и Мидраш Рут, называл его «хлебом царства» и добавлял, что это «не тот хлеб, который входит в тело, но хлеб вечной жизни».

    Шведский библеист, специалист по иудаике Ристо Сантала

    Ещё я читал, что в эпоху Второго Храма, манна небесная отождествлялась с Премудростью Божией, Словом Божием, поэтому Христос Себя называет манной, хлебом жизни.

  9. #169
    читатель
    Регистрация
    05.10.2022
    Адрес
    Страна или город
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    5,177
    Упоминаний
    3 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    ....
    Ещё знаете, о чем думал? Если самый ранний свидетель доникейского периода - Киприан Карфагенский пишет, что Евхаристия приносится и за мучеников тоже, то она и понималась сакердотально, как умилостивительная жертва. А еще вот о чём думал, если римский классический канон является анафорой александрийского типа, пишут, что он близок к александрийской анафоре, то это как-то связано с Марком, чья традиция восходит, как к Александрии, так и к Риму, ведь он был и там, и там, как и Апостол Петр. Когда литургисты пишут о типаже анафоры, они имеют в виду структуру, какие молитвы за какими другими молитвами следуют, тип эпиклезиса, например, нисходящий он или восходящий.

  10. #170
    Опытный форумчанин
    Регистрация
    30.04.2022
    Адрес
    Россия, Владимирская обл
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    545
    Упоминаний
    2 сообщений
    Цитата Сообщение от Тимофей-64 Посмотреть сообщение
    В православии любят ругать обновленцев да модернистов.
    Между тем, суточное богослужение за последние века тихо и без шума, под клятвы верности отцам, ужасно деградировало. И проверить это легко, уставы-то есть.

    Возьмем, например, утреню времен сразу после Иосифа, создавшего нам основу будничного Октоиха.
    Утреня содержит 12 молитв Богу, распределенных по ектениям. Ныне их отдали на вычитку попам во время Шестопсалмия. Народ их не слышит.
    Шестопсалмие чудом уцелело.
    кафизмы, чтение Псалтири, молитвенное обращение К БОГУ - почти вырублено.
    Канон библейских песен изуродован. Стихословится только в великом посту, а положен-то на каждый день. Исключение - страстная и светлая седмицы, - все. В Ирмологии написано, как это надо делать.
    Знаю лишь один Литургический Шамординский заповедник, где, вроде бы, стихословие песен сохранилось. Больше не знаю, где.
    Основой утрени исторически, от времен чуть ли не иудейского храма, служили утренние Хвалитные псалмы 148,149,150. Выброшены везде, даже по монастырям. Хотя пропечатаны в каждом часослове и каноннике. Также и псалмы вечерни 140 и 141 вырезаны безжалостно, - а они основа вечерней жертвы со времен Иерусалимского храма.

    Очень странно то, что режутся или выводятся в молчанку именно те места православного классического богослужения, которые обращены к Богу и библейские основы этого богослужения.
    Зато постепенно век за веком все больше вводится обращений к святым. Уже нормально стало на всенощной вместо кафизм петь акафист святому.

    Если это не тенденция, то ЧТО ЭТО?
    Не говоря уже о том, что смысловое содержание богослужебных текстов не интересует народ.
    В любой лавке Вы можете купить пачку акафистов святым и иконам Богородицы. Но никто не догадался сделать малого формата книжечку (такую как для клироса) с т.н. тайными молитвами утрени и литургии. Миряне от этих молитв церкви ШАРАХАЮТСЯ - как можно-с, это же священник про себя читает! Никто не догадался предложить молитвослов в виде сокращенного Октоиха, с его воскресными, покаянными и крестными канонами на всяк день на все восемь гласов. Такую книжку никто не купит, а как бы она была удобна для ежедневного правила.
    В итоге именно МОЛИТВА БОГУ ВЫДАВЛЕНА из суточного православного богослужения. А в литургии запихнута в "ТАЙНУ" от мирян (НУ, в этом отношении бывают положительные исключения, некоторые священники на свой страх и риск литургию ОЗВУЧИВАЮТ - и очень правильно делают).

    Меня, признаться, эта картинка потрясла еще в 80-е годы, на первых шагах своего воцерковления, когда прочем впервые уставчик на полях Октоиха.
    А здесь найдется хоть один православный христианин, кто проявил бы по этому поводу ОЗАБОЧЕННОСТЬ?
    -интересная тема
    -Отче, соверши Твоё чудо - оживи Израиль, снимая с них духовное покрывало (Рим. 11 гл) и обращая их к правде Твоей спасительной,- и да воскликнет Израиль: «Благословен Грядый, во имя Господне», ВО ИМЯ Иисуса Христа, Господа и Бога!

  11. #171
    Опытный форумчанин Аватар для TataPetrenko
    Регистрация
    12.10.2024
    Адрес
    Россия
    Пол
    Женщина
    Сообщений
    916
    Упоминаний
    1 сообщений
    Многие проявляют озабоченность. Но это сейчас - озабоченность - звучит как насмешка:что ни случись в мире наши, русские правители(они бывают и в храме) проявляют "озабоченность" .
    Человек видел неверное и сказать некому и было.
    Меня поразило, что его осадили: вы критикуете, вот протестантам тут это на руку.
    Напротив, всегда обличение у Христа было к месту и нужным и Он не выражал озабоченностть: исправьте пути, лицемеры, бич взял и выгнал из храма неверных. Тимофей был замечательным человеком, совесть у него была.Но озабоченнсть сегодня - этого мало,надо прямо говорить ,делать. У протестантов сегодня полно своих скелетов в шкафу. И выражать озабоченность и в отношении протестантов - тоже мало этого
    Последний раз редактировалось TataPetrenko; 22.08.2025 в 08:00.
    Бог любит нас

  12. #172
    Опытный форумчанин Аватар для Караван
    Регистрация
    04.07.2025
    Адрес
    Омск
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    364
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от TataPetrenko Посмотреть сообщение
    Многие проявляют озабоченность. Но это сейчас - озабоченность - звучит как насмешка:что ни случись в мире наши, русские правители(они бывают и в храме) проявляют "озабоченность" .
    Прочитал Вас, сестра.
    Спасибо! Очень интересно!

  13. #173
    Опытный форумчанин Аватар для TataPetrenko
    Регистрация
    12.10.2024
    Адрес
    Россия
    Пол
    Женщина
    Сообщений
    916
    Упоминаний
    1 сообщений
    Цитата Сообщение от Караван Посмотреть сообщение
    Прочитал Вас, сестра.
    Спасибо! Очень интересно!
    Спасибо! Сегодня время дел или нас победят муслимы. А муслимов потом глобалисты тоже выкинут. Вот об этом бы и муслимам надо говорить. Мы нужны только Богу. Больше сегодня никому не нужны.
    Бог любит нас

  14. #174
    Опытный форумчанин Аватар для Караван
    Регистрация
    04.07.2025
    Адрес
    Омск
    Пол
    Мужчина
    Сообщений
    364
    Упоминаний
    0 сообщений
    Цитата Сообщение от TataPetrenko Посмотреть сообщение
    Спасибо! Сегодня время дел или нас победят муслимы. А муслимов потом глобалисты тоже выкинут. Вот об этом бы и муслимам надо говорить. Мы нужны только Богу. Больше сегодня никому не нужны.
    Спасибо! Всё прочитал!

  15. 1 пользователь сказал cпасибо Караван за это полезное сообщение::


Страница 9 из 9 ПерваяПервая ... 3 4 5 6 7 8 9

Похожие темы

  1. Аске́тика – раздел православного Богословия
    от Vardan в разделе Аскетика - Христианское Подвижничество
    Ответов: 58
    Последнее сообщение: 21.10.2024, 10:04
  2. Чем армянское христианство отличается от русского православного?
    от Алекс в разделе Древние Восточные Церкви
    Ответов: 37
    Последнее сообщение: 06.09.2023, 14:49
  3. книги православного канона Священного Писания.
    от АндрейВторозван в разделе Вопросы по Библии. Ветхий Завет
    Ответов: 27
    Последнее сообщение: 29.08.2022, 14:03
  4. Как определить духовное состояние православного?
    от Семён Семёныч в разделе Духовные беседы
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 16.08.2022, 10:00

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
реклама на сайте
 
Powered by vBulletin®