Критерий разумности, здравости, беспристрастности – это общечеловеческий критерий, а не критерий только религиозных людей или атеистов.
(При этом. разумеется, есть много людей и неразумных, которые разумных аргументов не воспринимают).
Людей неверующих – не бывает, и атеисты тоже верят – только они верят в отсутствие Бога.
Все человеческие «знания» только по вере.
Бывают еще иллюзии «знаний», это когда люди иллюзорно думают, что их «знания» якобы не по вере.
Помимо религиозных «знаний» по вере, все люди, в большей или в меньшей степени, обладают «знаниями» по вере о природе и о самих себе.
Например, разумный. здравый человек, когда ему предлагают какие-то верование, сначала пытается выяснить, а на чем основано предлагаемое верование. И задает проповедникам соответствующие вопросы.
Например, а почему Вы предлагаете верить в Христа, а не в Магомета или в Будду?
А почему Вы предлагаете верить в «Книгу Мормона», почему считаете эту книгу равной Библии? И так далее.
И в большинстве случаев выясняется, что предложить серьезной, разумной и здравой аргументации для обоснования своего верования - проповедующие не могут.
Образно говоря, соль у них несоленая.
Причем не только названные Вами вероисповедания не могут, а также часто не могут разумно обосновать свои верования католики, православные и протестанты. И другие религии тоже часто не могут.
Обычно религиозные верования распространяются не осознанно-разумно, а или интуитивно-разумно, или вообще неразумно, и в этом тоже есть свой резон.
Не случайно Библия написана еще и художественным, образным языком, потому что большинство людей мало способны воспринимать разумную аргументацию.
Так что, если в религиозной проповеди есть сильное и глубокое художественное воздействие, то она воздействуют на слушателей. Но для такой интуитивно-художественной проповеди тоже Дар нужен.
При этом, если учение и принято сначала интуитивно, под впечатлением художественных образов, то разумный человек потом стремиться проверять разумом то, что побудила его принять его интуиция.
Образно говоря, соль все равно должна обнаружиться.
К тому же, далеко не всякий проповедник может передать художественное содержание Библии, даже если сам испытывает сильнейшее влияние Библии.
Часто тут получается как в старом анекдоте:
- «Все говорят: Карузо, Карузо ,а по-моему, так ничего особенного»
- «Вы слушали Карузо?»
- «Нет, мне Рабинович напел»
В таком случае, проповеднику нужно разумными аргументами только подвести человека к Первоисточнику, а самому петь (в стиле Рабиновича) не надо. Пусть человек Первоисточник слушает.
На это, разумный человек скажет, извините, я лучше Первоисточник Вашей проповеди сам почитаю, а потом уже Вас, может быть, послушаю.Проповедник еще и стих зачитает,где описывается,как Христос посылал учеников проповедовать.И проповедник скажет-вот видите,мы исполняем повеление самого Христа,мы пришли к вам проповедовать
Дело в том, что разумный. здравый подход предполагает при изучении идти от первоисточника к выводам из первоисточника. А не наоборот.
И потому один из признаков здравой проповеди в том, что проповедник должен обосновать и аргументировать прежде всего интерес к изучению Первоисточника, причем не ссылаясь при этом на Первоисточник, чтобы не было ошибки «круга в доказательстве»:
Например, если проповедника спрашивают: «Почему Библии нужно верить?» - А он отвечает: «Потому что это в Библии написано, глава такая-то стих такой-то.» - Это пример неразумной, ошибочной аргументации.
А при разумной аргументации нужно сначала нужно обосновать человеку веру-доверие Библии, а потом уже ссылаться на Библию.
Причем приводить разумные аргументы для обоснования нужно ссылаясь на природу, на положение человека в природе и мире, то есть, опираясь на то, что каждый человек может наблюдать.