Душевный - человек под властью души. «
Душевные, не имеющие духа» (Иуды 19). Душевные люди приятны в повседневной жизни. Нас окружает много людей, которые по природе хорошие, терпеливые, любящие. Говоря о душевном человеке употребляют слова: теплота, мягкость, сочувствие, доброта, отзывчивость. Душевность часто связывают с сентиментальностью, с романтичностью, но коснись его так, что ему это не понравится, и он сразу «в штыки». Душевность включает в себя любовь, сострадание, милосердие.
Но
душевная любовь не имеет твердой опоры, состояние души зависит от внешних раздражителей. Чувства исчезают, как только исчезает внешний раздражитель. Душевность это качели чувств, способных качнуться в любую сторону. Душевный человек изменчив. Душевность - это площадка, с которой можно человеком манипулировать. Душевный человек может быть добродетельным, образованным, талантливым, религиозным, может говорить о Боге, но он всё равно мёртв для Бога. Душа это разум, чувства, воля. Работа души сводится к тому, чтобы жить природной жизнью, познавать с помощью чувств и разума. Независимость от Бога и самостоятельность являются отличительными чертами дел души. Если душа берется служить Богу, то по своему собственному сценарию.
Душевный человек обращен на устроение «земного», его поведение определяется тем, что ему кажется разумным, привлекательным, приятным, интересным. Цель его жизни – земное счастье. Душевный человек часто сознаёт ненадёжность нынешней жизни и может стремится к вечному. Но обнаружить истину с помощью своего разума не может. Жизнь душевного человека - это жизнь в темноте, это путь в никуда, ибо сказано: «
Светильник Господень — дух человека» (
Прит. 20:27). Также сказано: "
Тот, кто полагается на своё сердце, глуп" (Притчи 28:26).
С другой стороны душевность размягчает сердце,
помогает увидеть ближнего. Иссушение душевности, бездушность делает невозможным движение человека к высшему. Духовный человек непременно развит душевно. Духовность не вытесняет душевные радости и достоинства, а просто ставит их на свое место. Душа стремится затмить дух. Когда работа души усиливаются, дух отходит на задний план. Дух это стержень человека. Если дух человека слабеет, слабеет все в человеке. Ни религия, ни этика, ни культура не способны восстановить падший человеческий дух.