1. Вы представляете, КАК рождался жанр?
В античности одним из жанров было составление сборника изречений. Каждый абзац начинался: "А еще Сократ сказал...". Книжку писал не Сократ, а Платон, однакож никому и в голову взбрести не могло, что автор книги Платон.
Так и здесь.
Евангелие очевидно начиналось со сборника изречений (логий) Иисуса, которые, по преданию, составил ЕДИНСТВЕННО ГРАМОТНЫЙ из 12-ти. Сиречь, Матфей. Там, в его евангелии, судя по всему, в первоначальном варианте было минимально повествовательного текста и максимально - сборник ПРЯМОЙ РЕЧИ Иисуса по ТЕМАМ.
-аскетика (нагорная проповедь),
- мартирология - 10-я глава, наставления ученикам.
- притчи Царства,
- обличение фарисейства,
- эсхатология Храма,
- эсхатологические притчи.
Все тематически уложено. И там надписывать: "составитель Матфей" было не в жанре, не по правилам. Вот и все.
Но, конечно, нет сомнений, что нынешний, греческий вариант евангелия от Матфея дополнен еще в первом же веке, еще до разрушения Храма. И после. Но база текста, тематическая раскладка, уникальная именно для этого Евангелия, однозначно указывает, что:
- это именно ПЕРВАЯ попытка,
- записать только ИЗРЕЧЕНИЯ Иисуса - и тем ограничиться,
- чтобы авторство БЕЗ СОМНЕНИЯ оставалось только за Иисусом.
Впоследствии быстро поняли, что тексты без контекста - 33 подтекста. И добавили описание СОБЫТИЙ, бывших с Иисусом.
2. Марк был МАЛОЗАМЕТНЫМ христианином, единственным его достоинством была ГРАМОТНОСТЬ.
Так что это обстоятельство, - повторяю еще раз, - в пользу ПОДЛИННОСТИ.
3. Мытарь - это не охрана мытаря. Коллекторы - это ОХРАННАЯ ДОЛЖНОСТЬ. Матфей - собственно сборщик налогов.
Грамотный, безусловно!
Кстати, здесь везде под грамотностью разумеется УМЕНИЕ ПИСАТЬ, а не читать. Читать умели почти все, а писать - не многие. Письмо - трудное дело в системе тех алфавитов и грамматик.
4. А я в курсе. В школе у нас его трилогия была обязательной к изучению. "Малая земля", "Возрождение", "Целина". Три книги воспоминаний. Тогда уже все понимали, что Ильич по бумаге ручкой писать не мог ничего, свыше резолюции.
Видите ли, дружище, саму критику Евангелия нужно читать (да и аминь!), но и ее читать нужно КРИТИЧЕСКИ.
Всегда ставьте себе вопрос:
если перед нами подделка, то помимо субстантивных тому свидетельств, по существу текста,
ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВНЯТНЫЕ МОТИВАЦИИ поддельщика: зачем ему изготовлять подделку.
Например.
Я - Несторий, осужденный Вселенским собором. Гнию в ссылке на оазисе в пустыне. Если я что-то напишу под своим именем - все сожгут, не читая. Я беру ДРУГОЕ ИМЯ, например Гераклида, или Иоанна Златоуста, и вписываю свои мысли. Смотрит цензор: а, Златоуст, вуаля, все хорошо! И читает меня, еретика глаголемого.
Понятна тут МОТИВАЦИЯ изготовления подделки?
Так всегда ее найдите!
А если, как с Марком ее ЯВНО НЕТ, - то и вывод, соответственно.



Ответить с цитированием