Приветствую друзья!
Все мы ходили когда – то в школу, начальную, среднюю, а далее по выбору в высшие учебные заведения. И в каждом классе были отличники, хорошисты, середнячки и двоечники, второгодники и даже третьегодники.
Не так ли и в Церкви, в которой мы учимся основам вечной жизни, через постижение знаний о Боге и вечности, а так же исполнения Божьих заповедей? Да, всё так же. Разница только в предметах изучения, а вот поведение, которое в Церкви является послушанием, остаётся тем же.
Можно хорошо и даже отлично знать Писания, верно их толковать на основе вероучения Церкви, но если не будет аскетической практики, которая должна идти рука об руку с жаждой знаний, то сами знания от грехов плоти не спасают. Спасают от греха ересей, а от грехов плоти нет, не спасают, проверено и не раз. Поэтому, знания без аскетики христианской жизни, могут обернуться верой бесплодной, и в конечном итоге привести в посмертии не в Царство Христа, а в царство всё - того же греха и смерти.
Поэтому, предлагаю рассмотреть аскетическое учение Церкви и духовные практики этого учения.
АСКЕЗА
«Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающих себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.
Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.
Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца».
Юрий Рубан. Из журнала «София» (Новгород), 1997, №1
https://azbyka.ru/asketika
У меня, к сожалению, нет аскетической практики, за исключением Иисусовой молитвы, поэтому, был бы благодарен тем, кто может поделиться таким опытом.
С Богом!