1. И Вы предпочтете затворников и столпников?
Ну вот, посмотрите, у нас в пещерах Киевских несколько десятков затворников, особенно в Дальних. И что?
Кто ценнее для церкви? От кого осталось хоть что-нибудь, кроме имени.
А от Златоуста осталась ЭПОХА. И 24 тома в придачу.
Златоуста читала вся русская церковь на всенощных, когда там еще уважали православное богослужение. А затворников поминали на отпусте.
2. И Вы с радостью это приветствуете?
Кирилл вполне адекватный наследничек своего дяди и предшественника по кафедре Феофила - злейшего врага Златоуста и вполне адекватный предшественник своего племянничка на кафедре Диоскора, автора и председателя Разбойничьего собора 449 года.
Заодно Кирилл - глава раскола против т.н. несторианской ереси (который можно было уврачевать, если знать историю собора в Ефесе 431 года). А также родитель ереси монофизитской, которую уврачевать по-простому возможности уже не осталось.
По мелочи еще за его параволланами убийство Ипатии, изгнание из Александрии всех евреев. Деяния, вроде бы не противоцерковные сами по себе, но характер человека показывающие.
Вот богослов. Да, он богослов, в отличие от дяди и племянника. Но нравом причастник отнюдь не апостолам.
Кирилл жил попозже, но все-таки Златоуста ненавидел. Это ж его крылатая "нетленка": Если Иоанн - епископ, то почему Иуда не апостол?".
Легенда, будто Божья Матерь ему явилась и повелела Златоуста простить - позднейшая и вряд ли достоверная.
Вот два типа православия, кстати, перед Вами наглядно, в лицах.
3. Увы, не только. Там была ОЦЕНКА реальных поступков (с мрамором для храма - это точно. и с "циклопскими трапезами" - тоже). Осудили ЗА ПОЛИТИКУ ЦЕРКОВНОГО МИЛОСЕРДИЯ. Вот именно так.
4. Ну это же не мужие кровей, как Кирилл! Сравнили тоже!
За Максима я не знаю, сколько там сохранило житие, но и Серафим и Феофан не просто затворничали. Они и пастырями были, они служили людям, пусть не социалкой, но словом, советом. Они не замыкались на знаниях и созерцаниях.
Кстати, это вообще характерно для русского монашества. Наши мало гонялись за паламизмом, созерцаниями, надрывами. Да, шли в леса помолиться, но едва только появлялась нужда, - сразу подключались и к благотворительности тоже. Вся наша "социалка" висела на монастырях.