Само название «протестанты» появилось в 16 веке, когда 6 немецких князей и 14 представителей вольных немецких городов выразили официальный протест против решения сейма, в котором сторонники католиков, пытались ограничить распространение евангелических вероисповеданий. С тех пор сторонников евангелических вероисповеданий стали называть «протестантами».
Название «протестанты» прижилось, потому что евангельские вероисповедания действительно протестовали и протестуют против отхода от Учения Евангелия в католической церкви.
Протестанты призывали к Реформации церкви, то есть, к очищению и исправлению церкви от заблуждений, поэтому протестантское движение также называют движением Реформации, а 16-17 века называют Эпохой Реформации.
Хотя название «протестанты» появилось в 16 веке, но сами движения протеста, направленные на исправление и очищение церкви, возникли значительно раньше, проблема исправления и очищения церквей обозначена Духом уже в Новом Завете, в Откровении Иоанна гл. 2 и 3.
И далее, на протяжении всей истории христианства возникали различные движения, направленные на исправления и очищения церквей. Например, в 4-7 веках были донатисты, которые считали, что крещение и рукоположение имеют значение, только если священнослужитель ведет праведный, христианский образ жизни. Донатисты протестовали и не признавали, если крещения и рукоположения совершалось теми служителями церкви, которые вели нехристианский образ жизни.
Эта проблема, которую подняли донатисты, существует и до настоящего времени: например, имеет ли значение крещение (причастие и др. обряды), если тот, кто крестит, ведет явно нечестивый образ жизни, может даже и в Бога не верует, а просто притворяется?
Например, в Библии (и Ветхом, и в Новом Заветах) прямо сказано, что значение обряда зависит от состояния, совершающего обряд. Пророк Исаия пишет про достойное состояние в субботу (Исаия, глава 58), апостол Павел пишет про достойное состояние при вечере (1Кор. 11; 20—34).
Далее, после донатистов, были альбигойцы, вальденсы, катары и т.д., которые протестовали против различных церковных заблуждений.
Ошибочно считают, что богословские идеи протестантизма предложил Лютер – это не так. Лютер в богословии не предложил идей, которые не были бы известны до него. Вообще, богословием в компании Лютера более занимался Меланхтон, а Лютер был более организатором.
А почему же тогда идеи протестантизма обычно связывают с Лютером? – Дело в том, что Лютер обеспечил политический успех протестантизма, Лютер был, прежде всего, талантливый политик.
Например, в Чехии, за сто лет до Лютера, католики сожгли Яна Гуса, сожгли точно за то самое учение, чему учил и Лютер.
Просто Ян Гус был богословом, а не политиком, а Лютер был, прежде всего, талантливым политиком.
Лютер же был не только католическим монахом, доктором богословия, преподавателем Виттенбергского университета, Лютер был еще католическим чиновником, смотрителем монастырей. И он хорошо понимал политические расклады, политическую «кухню» своего времени.
Например, к кому со своими реформами обратился Ян Гус – он обратился просто к народу, это, естественно, закончилось тем, что Яна Гуса католики просто сожгли, не смотря на то, что в народе ему многие симпатизировали, но у народа того времени не было механизмов осуществления политической власти, чтобы защитить Яна Гуса.
А к кому обратился Лютер? – Лютер обратился к немецким князьям. У Лютера даже одно сочинение прямо так и называется: «К дворянству немецкой нации об исправлении христианства».
Обратился Лютер к князьям потому, что прекрасно понимал политические расклады своего времени, а расклад был такой: немецкие князья должны были платить громадную дань католической церкви. При этом идти против христианской веры, против Бога в культуре того времени было немыслимо, потому немецкие князья терпели и платили.
И вот тут к ним обращается Лютер и с христианской точки зрения, с позиции веры в Бога объясняет князьям, что платить-то не нужно, что в католической церкви неправда, а потому нужно не платить католической церкви, а оставлять деньги себе и самим деньгами распоряжаться, и главное, это будет правильно по христиански и это будет угодно Богу.
(Разумеется, Лютер не писал прямо, что денег платить не нужно (он писал о различных неправдах в католической церкви), но это автоматически следовало из его слов, и немецкий князья прекрасно поняли интересные для них финансовые следствия из учения, которое предлагал им Лютер.
Нужно сказать, что в культуре того времени хозяйственные и финансовые дела было принято осмысливать в богословской окраске и терминологии. Например, признание ошибочности богословского учения понималась как серьезный повод для отказа в финансировании.
Это сохранялось в культуре достаточно долго. Например, социолог Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» пишет, что в Англии, в 19 веке одобрение кредита банком, прямо зависело от направления христианского исповедания, которого придерживался заемщик).
Как думаете, понравилось ли немецким князьям такое учение Лютера, из которого следовало, что им не нужно платить деньги католической церкви, потому что платить католикам - это не по христиански и это неугодно Богу? – Еще как понравилось.
И потому, когда из Рима приехали папские посланники, чтобы, как обычно, сжечь Лютера, вслед за Гусом, то немецкие князья Лютера им не выдали, а спрятали. И уже дальше пошло поехало.
В других странах, где тоже платили громадную дань католической церкви, решение немецких князей поддержать Лютера, чтобы не платить деньги католикам, тоже очень понравилось. И началась Эпоха Реформации, появились и другие лидеры Реформации Кальвин, Цвингли и другие.
Лютер очень хорошо понимал, кто в государстве его времени были реальные хозяева, у кого были козыри в руках при политической игре того времени.
Например, когда один из протестантов Мюнцер выступил с народным движением, с восстанием крестьян против князей, то Лютер резко от него отмежевался и занял сторону немецких князей, потому что прекрасно понимал, что у народного движения-восстания, по политическим раскладам того времени, никакого успеха быть не могло.
Идеи Реформации были до Лютера, были с начала христианства, но с Лютером связан именно политический успех Реформации, благодаря чему в целом ряде стран протестантизм становится государственной религией.
Что происходит сейчас, в настоящее время с протестантизмом? – По ряду причин, о которых долго писать, современный протестантизм, законсервировался, стал традиционным, то есть, стал мало, недостаточно и неадекватно реагировать на происходящие в культуре и обществе изменения (что вообще свойственно всякому традиционализму).
Вот потому, на смену протестантизму постепенно приходят неопротестантизм и внеконфессиональные движения, и начинается исправление уже самого прежнего протестантизма.
Общая с протестантизмом цель у неопротестантских и внеконфессиональных движений – это развитие дальнейшего исправления различных церковных заблуждений.
Но неопротестанты уже протестуют не только против заблуждений католических и православных церквей, но и против заблуждений различных традиционных протестантских церквей.
А внеконфессионалы (к коим и себя отношу), ограничивают протест личным выбором, тогда как у протестантов и неопротестантов протест это выбор их церкви (распространяется на всю их церковь).
(Дополнение, для углубления понимания, кому интересно: Согласно герменевтике (науке о понимании текстов и вообще мира) люди понимают то, что перед ними и свою веру, через призму близкой им культуры и философии (причем, даже если они не интересуются ни культурой, ни философией):
В философско-богословском смысле, внеконфессионализм впитал в себя современные идеи постмодерна.
Можно сказать, в философско-богословском смысле, если протестантизм и неопротестантизм воспитаны на идеях и культуре Эпохи Возрождения, Эпохи Просвещения и далее, на идеях и культуре времен модерна, то внеконфессионализм – это уже постмодерн.
Соответственно, в философско-богословском смысле, католицизм и православие – это преимущественно платонизм и неоплатонизм. Например, католические и православные церкви устроены по иерархической схеме древнегреческого философа Платона, и все «отцы церкви» воспитаны в платонической культуре или платоническо-неоплатонических школах.)
Поясняю, внеконфессионалы не пытаются устанавливать для церкви (ни для своей, ни для протестантских, ни для православных, ни для католических) как им надо «правильно» верить, как верить всей церкви, а просто верят так, как лично каждый понимает, кому как открыто Богом.
У внеконфессионалов просто каждый предлагает свое понимание веры, хочешь - соглашайся, а хочешь – верь по своему, нет никакого обязательного для всех понимания. Внеконфессионалы не ставят условия для единства, чтобы все соглашались с каким-то определенным пониманием христианской веры.
Например, во внеконфессиональной церкви могут быть люди с очень разным пониманием христианской веры. Например, для внеконфессионала нормально принимать причастие вместе с католиком и протестантом, или вместе с христианским гностиком, и так далее, другое дело, всякий ли католик и протестант согласятся с этим, но со стороны внеконфессионала – нет проблем.
Именно так было в первоначальном христианстве, первоначальное христианство было внеконфессиональным, потому что христианство возникло в иудейской культуре, а иудейская культура всегда была внеконфессиональной.
Например, фарисеи и саддукеи, несмотря на очень серьезные различия в понимании веры (например, одни верили в вечную жизнь, а другие не верили) – равно принадлежали к иудаизму. И, например, в одной синагоге могли (и могут) состоять люди с очень различным пониманием веры. Различия при понимании веры в иудаизме никогда не считались поводом для конфессиональных разделений.
(Если кому интересно, то внеконфессионализм в первоначальном христианстве хорошо исследуется известным специалистом по истории христианства, профессором богословия Даремского университета Джеймсом Д. Данном (он методист по вероисповеданию, методизм это одно из протестантских вероисповеданий) в его книге: «Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства», эта книга переведена русский язык.)
И апостол Павел в Новом Завете учит:
«4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.»
(Послание к Римлянам 14:4,5)


					
						
					
					
					
						
  Ответить с цитированием