Кем сформирован канон? - Бог даровал Книги, которые среди многих других книг, а каждый уж выбирает (формирует канон) то, что ему близко, на что откликается сердце.
Канонизация – это же просто признание. Если признаете – значит, канонизируете, если не признаете – значит, не канонизируете.
Например, Лютер не признавал, не канонизировал «Послание к евреям», а лютеране признают и канонизируют.
Или, например, Мариам не признает Богодухновенной Книгу Екклесиаста, то есть, и не канонизирует для себя эту Книгу – это ее дело.
Мало ли кто и что признает и канонизирует или не признает и не канонизирует.
Каждый человек канонизирует сам для себя в соответствии со своими желаниями.
Даже если человек соглашается с канонизацией, сделанной другими людьми – это тоже просто лишь один из способов канонизации, выражающийся в согласии с другими людьми.
Но это не лучший способ - передоверять вопросы своей веры другим людям. Думаю, лучше своим умом жить. Ведь Бог дал человеку голову не только для того, чтобы шапку носить.
Думаю, самый лучший способ канонизации – это канонизация своим сердцем, ибо более надежного способа канонизации – не существует.
«23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.»
(Притчи 4:23)
Так что, если человек признает Книги Библии Богодухновенными, то этим он уже канонизирует эти Книги сам для себя.
Это Христос не про пшат (не про буквальное толкование) сказал, а про способность сердца слышать – «огрубело сердце людей».Поэтому Иисус и сказал о тех, кто довольствуется только уровнем пшат: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Матфея 13:15).
Буквальное толкование (пшат) – это критерий максимально доступной для человека истинности при понимании любого текста (в том числе, и Библии), потому что без приоритета буквального толкования над всеми другими видами толкования - тексту можно приписывать какой угодно смысл, то есть, текст становится бессмысленным и беспредметным.
Например, если игнорировать приоритет буквального смысла, то можно сказать, что в Новом Завете вообще не про Христа и не про веру в Бога, а иносказательно там речь идет про выращивание яблок и бананов. Подумайте, как Вы на это возразите без приоритета буквального толкования.
А вот с приоритетом буквального толкования возразить легко, достаточно просто попросить показать в тексте слова «яблоки» и «бананы».
При этом приоритет буквального толкования вовсе не означает, что нужно отказываться от иносказательных толкований, только иносказательные толкования надлежит проверять по буквальному толкованию.
«20. Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.»
(Исаия 8:20)
Если под словом «слово» понимать слово, а не яблоки или бананы, то проверять нужно по слову из Откровения.