
Сообщение от
Vardan
Это хорошо и правильно.
Однако, до этого самого разделения - Церковь держалась более-менее едино, и хранило одно общее Предание, с общими святыми. И даже до сих пор, к примеру, Иоанн Златоуст - у всех традиционных церквей почитается учителем Вселенской Церкви.
мне более всего близко учение Армянской Апостольской Церкви, которая выражена следующим образом:
<< Латино-Католическая Церковь, известная своим духом исключительности, провозглашает ту исполненную нетерпимости аксиому, что вне Римской Церкви нет вечного спасения. Со своей стороны, Греко-Православная Церковь отказывается признавать таинства, совершенные не по ее обрядам, так что в конце концов она доходит до двукратного крещения и посвящения в сан. Таким образом, эти две Церкви, присвоившие себе пышные наименования кафолической и вселенской как доказательство их универсальности, фактически обособлены и замкнуты в кругу своей индивидуальности. Подобная нетерпимость совершенно чужда духу Церкви Армянской, не допускающей, чтобы отдельная или национальная Церковь, как бы она ни была обширна, могла присваивать себе характер универсальности (Вселенской(примечание редакции). Она стоит на том, что настоящая универсальность (Вселенская (примечание редакции) может существовать лишь в собрании всех Церквей, тесно сплоченных во имя принципа unitas in necessariis* (в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь), к которому сводятся все основные начала христианства. Раз это условие выполнено, каждая отдельная Церковь может по своему толковать второстепенные частности. Эти основы христианского учения Армянская Церковь низводит до самого простого и сжатого толкования. Необходимыми она признает одни лишь догматические определения первых трех Вселенских соборов, определения, восходящие к той эпохе, когда отдельные Церкви еще сохраняли между собой единение и общение. Так, всякая Церковь, признающая учение о Пресвятой Троице, Воплощение и Искупление, согласно воззрению Армянской Церкви может входить в состав Вселенской Церкви и в качестве таковой дарует своим последователям право на вечное спасение. Все такие Церкви сохраняют между собою общение в духе, in spiritualibus, при котором достигается наивысшее единение веры и милосердия, необходимое для единства христианства.
Остальные пункты, касающиеся учения или верований, могут быть приняты или отвергнуты либо вследствие решения отдельного собора, либо в силу авторитета ученых Церкви, причем это нимало не подрывает целостности вселенского церковного единства. Ибо, как мы уже сказали, все эти пункты имеют второстепенное значение. Они имеют ценность лишь простых параграфов вероучения, лишенных догматической силы и подлежащих свободному исследованию. Достаточно, чтобы принятое мнение не шло вразрез с догматами, узаконенными тремя соборами. Следовательно, отдельные Церкви, следуя разным системам, не могут быть изъяты из единой Вселенской Церкви; нельзя также признавать за ними права навязывать другим церквам свое учение.
Когда мы пишем эти строки, ярко подтверждающие широкую свободу богословских и церковных взглядов Армянской Церкви, мы имеем в виду открыть для христианства новые, более торные** (проторенные) пути в будущем. Это притязание представится вполне законным, когда мы подумаем, что оно согласно с духом нашего времени; с этим согласится каждый добросовестный наблюдатель. Эти начала, бесспорно, являются единственным средством согласовать извечное наследие Христа с тенденциями нашей эпохи. >>
Об учении Армянской Апостольской Церкви. Экс-Патриарх Магакия (Орманян), с 1896 по 1908 годы глава Константинопольского патриархата А.А.Ц.
Источник: Магакия Орманян «Армянская Церковь».
Пер. с франц. Б. Рунт. Первое издание - А.М. Будагов, 1913 г.