Но по современным представлениям предание о приснодевстве Матери Иисуса стало формироваться во второй половине второго века в виде реакции на книгу Цельса "Правдивое слово", порочившую честь Богородицы. В ответ в христианской среде было составлено протоевангелие от имени Иакова-Младшего, где среди прочего повивальная бабка свидетельствует о небывалом чуде, родила и осталась девственницей. Зная о том что она девственница отец Иоанна-Крестителя позволил Марии стоять в храме там где можно было стоять девам, за что его якобы убили между храмом и жертвенником, как бы аллюзия на евангелиские слова Иисуса в Мф. 23:35 и Лк. 11:51. Хотя в Мф речь видимо идет об авторе одной из книг малых пророков как сын Варахии (Зах 1:1), а у Лк возможно под Захарией мог иметься ввиду другой Захария (сын Иодая), убитый в Храме во 2Пар 24:20-21. В Протоевангелии дается видимо свой вариант кем был этот Захария, упомянутый Иисусом, им был по мнению составителя памятника отец Иоанна Крестителя. В общем предание везде дает свои варианты.
Но даже из протоевангелия трудно сделать вывод, а не вступила ли Мария после рождения Иисуса в брачные отношения с мужем своим Иосифом. Ведь сохранение девственности могло на этом этапе трактоваться в том смысле, как это передается у Ефрема Сирина (если не ошибаюсь), что Бог употребив для домостроительства Деву Марию сохранил Её и вернул Исофу в полной целостности и сохранности и неповрежденности, что Иосиф получил после этого дела в жёны именно девственницу. А это не исключает а наверное даже предполагает брачные отношения между Иосифом и Марией.
Если раньше взять, и в ев. Иоанна, и у апостола Павла Мария называется "женщиной", - мыслимо ли священным авторам называть Приснодеву "женщиной", если бы они держались о Ней представлений, которые сложатся позднее и превратятся в устойчивое предание о приснодевстве Матери Иисуса.
Традиционное представление о Марии формировалось видимо в несколько этапов: в апостольский век было предание только о чудесном зачатии Иисуса, даже рождение Иисуса, когда Мария стала Матерью, не предполагало сохранение девственности (на этот счет что-то высказывал помню Тертуллиан, что раз мать то какая девственница). На следующем этапе в полемике с Цельсом, появляется предание что Мария сохраняет девственность, не только зачатие но и рождение Иисуса было чудесным. А позднее, видимо в четвертом веке, возникает в церкви предание о том что братья и сестры Иисуса были ему не единоутробными, а то ли сводными от воображаемого первого брака Иосифа с другой женщиной (Иосиф превращается во вдовца), это по Епифанию, или это были двоюродные братья и сестры , если по Иерониму. И в этом плане сложилось не совсем устойчивое предание кем же точно приходились эти братья и сестры Иисусу. Но здесь это были уже как бы точно не дети Марии в любом случае, Епифаний выдал какую-то одну традицию об этом, а Иероним другую (я не думаю что они сами это придумали, скорее всего каждый из них к своим традициям обращались).



Ответить с цитированием