Цитата Сообщение от Diogen Посмотреть сообщение
Англичанин Эдвард Тайлор, в своем двухтомном труде "Первобытная культура" выстраивает теорию, согласно которой представление о человеческой "душе" должно было стать тем семенем, из которого произросли все остальные религиозные концепции. По предположению Тайлора, древние дикари вообразили, что у них есть душа, встретившись с двумя видами биологических загадок: сном, эмоциональным исступлением, болезнью и смертью - с одной стороны, мечтами и видениями - с другой. Представление о душе укреплялось по мере того, как дикари замечали собственное отражение в воде или свою тень, видя в них как бы продолжение своего "я". Проснувшись, они осознавали, что видели себя во сне в таких местах, где они никогда не бывали, по крайней мере - физически.
Как только первобытные люди привыкли к мысли, что у них есть душа, - продолжает Тайлор, - их осенило, что другие субъекты существования - животные, деревья, реки, горы, небо и даже сами силы природы - тоже могут быть ею наделены. Так родилась вера в духов (Тайлор называет ее "анимизм") - первая религия!
Знаменитое "бытие определяет сознание"? Но это действительно во многом так, и эволюция очевидна.

Страх перед непостижимым, например перед громом и молнией, рисовали по земной аналогии причина/ следствие, их действие какой-нибудь невидимой разумной сущности, называя ее богом. Поскольку таких явлений было много, то и сущностей было столько же, со своими описательными атрибутами, самый распространенный из которых – гром и молния, а также другие атрибуты силы (что хорошо видно и по ВЗ). Политеизм.

Очевидно зависели от главного светила Солнца, то за ним видели главного, верховного Бога, а за другими планетами младших богов, сыновей и тп. Генотеизм.

Были ярыми националистами, значит нашим племенем управляет один бог, а другими др. племенные боги, а надо быть ревностно верными своему племенному богу, как своему одному монарху (см. Суд 11:24). Монолатрия.

Далее надо создать культ, поклонение, атрибуты/изображения, и ритуал, чтобы поддерживать космический порядок, чтобы урожая и благ был больше, а бед поменьше.

Полагать, что каждая из этих сущностей вела диалог и переписку с адептами, то объективная реальность такого не доказывает. Если диалог был, то скорее в виде монолога, т.е. со стороны адептов, а воображение некоторых могло быть очень богатым, специфическим и уже подготовленным идеологически.

Потом замечали, что космос намного больше Солнца, планет и звезд, значит за всем этим должна находиться еще бо́льшая сущность, которая породила даже Зевса и других богов.

Далее размышляли над проблемой происхождения добра и зла, что наверное ими управляют две большие сущности, или два бога. Дуализм.

Но по восходящей логике за всем этим должна быть еще какая-то первопричина, высшее Единое. Значит монизм, и другие разновидности этих концепции – пантеизм, деизм и тп.

Если не ошибаюсь примерно такую эволюцию взглядов, как он пришел к монотеизму, сами иудеи приписывают Аврааму.

А когда большинство явлений были обьяснены рационально, то появились агностицизм и атеизм.

Кстати современная научная космология столкнулась с проблемой конечности нашей вселенной, как в микромире, так и макро, и другими парадоксами. Математика и физика такого не допускают, откуда квантовая физика, теории струн и мультивселенных. Для них это бо́льшие мат.физ. "сущности", но они не называют их Богом или богами.

Только причем здесь библеистика и документальная гипотеза, и особенно 4 пункта теории Тайлора = 4 источника док. гипотезы? Они руководствуются текстуальными, языковыми и историческими свидетельствами как есть, без всякой идеологии, а в последнее время обширно архелогией. А они очевидно свидетельствуют об эволюции представлений и недостоверности многих описаний в ВЗ. Если археологи и историки не находят например в 10в до нэ развитого и единого царства Давида и Соломона, а до этого следов стремительных завоеваний из книги Иисуса Навина, то значит их не было, и философия здесь не причем.

Например «Раскопанная Библия» (авторы израильские археологи между прочим).

Тем более непонятно, зачем христианам за это цепляться, только из-за ошибочно всегда гуляющего иудействующего стереотипа, что якобы оно сильно основано на ВЗ. А Евангельские события перед археологией надо сказать более неуязвимы, доктрина которых между прочим не вписывается ни в какие вышеперечисленные концепции, находясь совершенным особняком.