
Сообщение от
мипо
"Здрасьте -приехали!"
Какое "исследование направлено внутрь", если мудрейший Екклесиаст исследует "Дела Бога под этим Небом":
"
12.Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13.и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под Небом: - это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем." (гл.1)

«Я, Экклезиаст, был царём...»
На поверхности — автобиографическая рамка (Соломон).
Но экзистенциально — это образ человека, у которого было всё: власть, знание, богатство, опыт.
То есть — фигура, достигшая предела человеческих возможностей.
Это состояние, с которого обычно начинается экзистенциальный кризис: когда всё возможное уже осуществлено, а удовлетворения — нет.
Так же, как у Камю — момент, когда «вдруг» человек видит бессмысленность всех своих успехов.
Он как бы говорит: я прошёл вершины, и за ними — пустота.
«Предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью...»
Фраза «предал сердце» (נָתַתִּי אֶת־לִבִּי) — не просто «решил разумом», а вложил всего себя, внутренне посвятил себя поиску.
Это не академическое исследование — это экзистенциальный поиск смысла жизни.
Он ищет не просто «знания», а оправдание существования:
почему всё это происходит, есть ли в этом порядок, есть ли в мире смысл, который можно постичь.
Здесь Коэлет предстает как первый философ в подлинном, экзистенциальном смысле — не рассуждающий о категориях, а страдающий от непонимания.
Он ищет не абстрактную истину, а ту, которая даёт основание жить.
«…всё, что делается под небом» Это — взгляд не сверху, а снизу. Он не исследует "высшие миры", не ищет теологические ответы — он погружается в человеческую сферу, «под небом».
То есть: в человеческий опыт как он есть, без религиозной подушки. Это и есть жест экзистенциалиста:
— отказаться от готовых метафизических схем,
— смотреть на жизнь как она дана, в её нелепости, цикличности, непредсказуемости.
«Это тяжкое занятие дал Бог сынам человеческим…»
Вот ключ.
Бог здесь не источник ясности, а тот, кто назначил человеку тяжкое испытание — жить, осознавая бессмысленность.
Это как если бы человеку поручили задачу, к которой не существует решения.
→ С точки зрения экзистенциализма, это — диагноз человеческого бытия:
быть человеком — значит быть существом, которому дан разум искать смысл, но не дана возможность его найти окончательно.
Коэлет говорит: это не ошибка, это задание — Бог дал это «тяжкое занятие», как упражнение.
Человек призван упражняться в поиске, а не достигнуть ответа. Именно в этом — человеческое достоинство и страдание.
Если перефразировать в духе XX века, получилось бы примерно так:«Я был на вершине человеческого опыта — и всё испробовал.
Я искал смысл, вложив в это всё сердце.
И понял: сам поиск — дан человеку как испытание.
Это и есть его бремя — и его свобода.»