Доброго дня и спасибо за подробный ответ.
Константинопольская кафедра, если и не основана Апостолами, но всё же является управляемой епископом, имеющим апостольское преемство. Добавим к этому, что это духовное лицо и кафедра - особо приближённые к императору (со всеми вытекающими).
Так и я к тому говорю, что не сравнить с Златоустом. К тому же, всё же должен быть какой-то предел участия в политике, а я недавно читал, что Несторий говорил императору, мол, "Персию непременно завоюем!" - это как понимать, если не завоевание мечом? а это не апостольское учение и отношение, и именно это я подразумевал.
Очень хорошо понимаю, о чём Вы говорите, но никак не согласен с Вашими выводами. Это, как говорится, истина дороже.
Надо, чтобы Учение Церкви было точным и безукоризненным.
Ну и, во-первых, сравнение с чернью - это такое злобное и презрительное выражение, не достойно Христианина, который должен желать спасения и всячески помогать самым обездоленным и нищим.
Во-вторых - это оскорбление всех и вся, и даже Самого Христа, и Пресвятой Девы в том числе.
И конечно, если кто не признаёт Пресвятую Деву - Богородицей, соответственно и не признаёт во Христе - Единородного Сына, Его единосущие Отцу, а также такие истины отвергаются, сказанные Христом в Новом Завете:
Я и Отец одно
Бог явился во плоти
Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная.
То есть одно серьёзное заблуждение - тянет за собой цепочку других, при этом всех Христиан и святых подвижников, этот нехороший человек Несторий - пытается презрительно называть чернью.
Ну, извините, но такой хоккей нам не нужен!
Добавим к этому, что почитание Пресвятой Девы и величание Её Богородицей - есть единое мнение Церкви, утверждённое Соборами и многими поколениями святых подвижников.
И поэтому, если у человека появились сомнения, то более прилично будет это держать при себе, признавая, что сам человек что-то недопонимает, а не огромное множество святых всех поколений.
И ещё хочу напомнить, как Архангел обращается к Пресвятой Деве:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Евангелие от Луки 1:28
Не только никакая женщина, но никакой смертный никогда Ангелом не назывался Благотатной/-ым.
При всём уважении, я с Вами не согласен. Несторий стал проповедовать такие ереси и в таких масштабах, из-за которых пришлось созывать Вселенский Собор, а решения Собора - мы обязаны прислушаться, имея ввиду, что такова воля Святого Духа, а не просто собравшихся людей.
И мне видится (немного утрирую), что святитель Кирилл сидит себе в Александрии, никого не трогает, и вдруг приносят ему письмо о Нестории с такими оскорбительными словами ко всем и вся.
В этой истории, св Кирилл видится мне намного получше Нестория (насколько я этот вопрос изучал) Приведу одно из первых писем св. Кирилла - Несторию:
Благоговейнейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага.
Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрания, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один – за то, что притеснял увечных и бедных, другой – за то, что обнажил меч на свою мать, а третий – за то, что через свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелает самому злому врагу. Но о таких людях я не стану говорить много, дабы мои слова не переступили ту меру, какую указал Господь и учитель, а также и отцы. Нельзя никому избежать невежественной дерзости злых людей, какой бы кто ни избрал образ жизни. Они, у которых уста полны клятвы и горечи (Пс.35:4, 13:4), дадут ответ Судии всех. А я обращусь опять к тому, что более всего прилично мне: и теперь тебе, как брату в Господе, напоминаю, чтобы ты в поучительных словах своих со всякою внимательностью предлагал народу учение веры и имел в мыслях, что соблазнить и единого из меньших, верующих во Христа, заслуживает непощадный гнев Бога. И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины? Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство и, "испытывая, – по слову Писания, – самих себя, аще в вере есмы», наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями.
Так святой и великий Собор изрек, что единородный Сын Бога Отца, родившийся от существа Его, Бог истинный от Бога истинного, свет от света, которым Отец все сотворил, сошел с небес, воплотился и вочеловечился, страдал, воскрес в третий день и восшел на небеса. Этим словам и догматам должны следовать и мы, вникая мыслью в значение слов: «Бог Слово воплотился и вочеловечился». Мы не говорим, что естество Слова, изменившись, стало плотью, ни того, что оно преложилось в целого человека, состоящего из души и тела; но говорим, что Слово, соединив с собою в единстве лица тело, одушевленное разумною душою, неизреченно и непостижимо для нашего ума, стало человеком, сделалось Сыном человеческим не волею одною и благоизволением, не воспринятием только лица; а говорим, что естества, истинно соединенные между собою, хотя различны, но в соединении обоих этих естеств есть один Христос и Сын. Это мы представляем не так, что в этом соединении уничтожилось различие естеств, но божество и человечество при неизреченном и неизъяснимом соединении пребыли совершенными, являя нам единого Господа Иисуса Христа и Сына. Таким образом, говорим, что сущий и рожденный от Отца прежде веков по плоти родился и от Жены не так, чтобы Божественное естество Его приняло начало бытия в Святой Деве, и не так, чтобы Он после рождения от Отца имел нужду родиться от Нее. Ибо безрассудно и легкомысленно было бы говорить, что Тот, Который прежде всех веков всегда пребывает со Отцом, еще имеет потребность родиться, чтобы начать Свое бытие. Так как Он ради нас и ради нашего спасения родился от Жены, соединив с Собою, в Свою ипостась, естество человеческое, то поэтому и говорится, что Он родился плотью. Это не так, что прежде родился от святой Девы простой человек, а после сошло на Него Слово; но Оно, соединившись с плотью в самой утробе, родилось по плоти, усвоив себе плоть, с которою родилось. Таковым же мы Его исповедуем и в страдании и в воскресении: не говорим, что Слово Бога по своему естеству подвергалось ударам, язвам гвоздиным и прочим ранам, потому что Божественное естество, как бестелесное, не причастно страданию. Но так как всем этим страданиям подвергалось Его Тело, которое есть его собственное, то мы и говорим, что слово страдало за нас, потому что бесстрастный был в страдающем теле. Равным образом мы разумеем и смерть Его; бессмертно по естеству, нетленно, жизнь и животворяще есть Слово Бога. Так как Его Тело «благодатию Божиею, – как говорит Павел, – за всех вкусило есть смерти" (Евр.2:9), то говорим, что Оно за всех претерпело смерть; не то, что Оно подверглось смерти по своему естеству – говорить и думать так было бы безумно, а то, что Его Тело, как я сказал уже выше, вкусило смерть. Также, когда говорим, что воскресло Тело Его, опять к Нему же относим воскресение не так, чтобы Он подвергался тлению, нет, а так, что Его Тело воскресло. Таким образом, мы исповедуем Христа единым и Господом не так, чтобы мы поклонялись Слову и вместе с тем поклонялись еще какому-то человеку; никакого представления о раздельности здесь не вводится при слове «вместе», но поклоняемся Единому и Тому же, потому что не есть что-либо особое от Слова Тело Его, с которым Он сидит вместе с Отцом, не два сына сидят вместе со Отцом, но один, соединенный со Своею плотью. Если бы мы стали отвергать ипостасное соединение как что-то непонятное и странное, то мы должны бы были признать двух сынов, потому что тогда необходимо должно было бы сделать разделение и одного называть собственно человеком, удостоенным звания Сына, а другого – собственно Словом Бога, как имеющего имя и достоинство сыновства по Своему естеству. Посему не должно разделять единого Господа Иисуса Христа на два сына. Правое учение веры нисколько не поддерживается и тем, что некоторые считают за лучшее допустить соединение лиц. Потому что Писание говорит, что Слово «плоть бысть» (Ин.1:14), а не то, что Слово соединило с Собою лицо человека. Выражение: «Слово плоть бысть» – означает только то одно, что Слово «приискренне приобщися нашей плоти и крови» (Евр.2:14); наше тело Оно усвоило Себе, и от Жены произошел человек, не перестав быть Богом, рожденным от Бога Отца, и при восприятии плоти пребыв тем, чем Он был. Таково учение правой веры, повсюду исповедуемой. Так мыслили святые отцы, как находим в их писаниях. Они дерзновенно говорили, что Святая Дева есть Богородица не потому, что естество Слова или Божество Его началось по бытию от Святой Девы, но потому, что от Нее родилось Святое Тело, имеющее разумную душу, – таким образом, Слово, соединившись с ним ипостасно, родилось по плоти. Пишу к тебе эти слова, побуждаемый любовью во Христе, и, как брату, советую тебе и умоляю пред Богом и святыми ангелами Его одинаково с нами мыслить и учить, дабы сохранился мир Церквей и чтобы союз единомыслия и любви пребывал неразрывным между священниками Божиими. Приветствуй братию, находящуюся при тебе; тебя приветствует братия, находящаяся со мною.