Цитата Сообщение от Николай Н Посмотреть сообщение
В Евангелии написано, что Я Отец послал Я Сына на землю ради спасения человек.
А у Вас одна Личность послала Сама Себя. Так или нет ?Не нет, а да. Так-как у Максима Исповедника, воля Св. Троицы одна природная, то воля Божья и есть воля природы Бог.
Зачем от себя добавляете Три Лица, которых нет у Максима Исповедника ?
Точно так же и у Вас Бог одна Личность, посылающая себя на землю. Так или нет ?
Николай, прошу дочитать до конца. Проявите пожалуйста терпение)


В защиту Личного Бога единого по природе и троичного в Лицах (Своей Природы).


Ниже изложила отрывки из православных источников прямо и недвусмыслено доказывающих, что в Православии Богом именуется Личность (Личный Бог, Сущий), а не Его воипостазированная Природа.


С Богом.


1.Протопресвитер Иоанн Мейендорф.
Пасхальная тайна: Статьи по богословию.
В учении Паламы о Боге прослеживается все тот же экзистенциальный подход. Желая пояснить одну мысль и имея в виду Павлово что можно знать о Боге (Рим. 1:19), он (Палама) пишет:


"Но, во-первых, его следовало бы называть Богом; ибо это имя мы получили для него от Церкви, и беседуя с Моисеем, Бог сказал не «Я есмь сущность», а Я есмь сущий (Исх. 3:14), не от сущности ведь Сущий, а от Сущего сущность: Сущий объял в себе все бытие1047."
Обсуждение паламизма, игнорирующее, что Бог у Паламы – это Бог личный и троичный, обречено на провал. ""
Прим.: Богословие св. Григория Паламы это Богословие Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. Одобрено на Вселенских Соборах.


Ясно и недвусмысленно Епископом Фессалоникийским святителем Григорием Паламой сказано что:


Бог это имя Всесовершенной Личности (Сущего), а не Его Природы (Сущности). Поэтому утверждение Св. Отцов единственно правильно понимать так:


Личный Бог есть Всесовершенная Личность единая по Природе (всецело есть дух, высший разум) и троична в Лицах своей Природы (духа, высшего разума -т.е. мышления, Отца (Ум), мысли, Сына (Слово) и образа мысли (Святого Духа).


Такое понимание есть разоблачение ересей Савеллиана (Личный Бог меняющий Лица по очереди в зависимости от цели, а потом и вовсе лишающийся их когда цель достигнута) Ария (Личный Бог духовен не всецело, частично, Его Лица имеют трехчастную природу, каждое Лицо есть Ипостась конкретной части, т.е. духа, души и духовного тела), троебожия и философского имперсонализма (каждое Лицо есть отдельная самостоятельная личность самопроявляющаяся из безличного сознания в порядке развертывания Вселенной).


Азбука.ру:
"2.Бог – это не философская категория, а совершенно реальная Личность, причем безмерно более реальная, чем мы сами. И эта Личность любит лично каждого из нас настолько, что, как говорят святые отцы, если бы погибал только один человек, то и ради него одного Бог бы сошел на землю и умер на кресте. Насильно Бог никого не спасает. Каждый человек может выбрать сам, быть ли ему с Богом или нет. Но, отвергая Бога, человек не должен заблуждаться: вне Бога он не найдет настоящей радости ни здесь, ни в вечности.
протоиерей Аркадий Шатов".


Азбука.ру:
3.Целеполагание и целеосуществление – атрибуты личного бытия, наделенного умом и волей, способного творить по своим предначертанием. Таким личным бытием обладает создавший мир личный Бог и созданный по Его образу человек. Наделение безличной, аморфной и хаотической материи творческими способностями есть возврат к тривиальным языческим мифам, не знающим единого личного Бога. В примитивных языческих мифах мир, состоящий из людей и богов, также зарождался «сам собой» из первобытных стихий."


Азбука.ру.:
4."1.Часть I. Монотеистические (авраамические) религии
Глава 1. Христианство
(Митрополит Иларион (Алфеев))


Обладая личностными характеристиками, первый человек находился в личных отношениях с Богом – совершенной Личностью, Единым и Единственным Источником бытия, Абсолютной Истиной. Делая акцент на особой близости отношений Бога и человека, книга Бытия описывает их как непрерывное общение между Создателем и Его созданием. Человек имел возможность непосредственно слышать голос «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8)."


Азбука.ру:
5. "Кассиана. Глава 6. Сто слов о Божественной любви.
По твоей просьбе пишу сие, дочь моя, я, смиренный Каллистрат.


17. Только совершенная личность, с совершенным сознанием, с совершенным умом, обладающая совершенным могуществом, может иметь совершенную любовь. Эта личность – наш Бог. То, что всякий человек ревнует о своей личности, происходит от того, что и Его Творец – личность. А то, что все люди ценят любовь превыше всего, происходит оттого, что их Творец – Любовь. И так это искони и до сего дня и на веки веков.:"


Азбука.ру:
6."Лекция шестая. Кто такой Бог?
Доказательства Бытия Божия. Бог – Творец всего. Бог – Личность. Бог нематериален. Бога Отца изображать нельзя. Бог не имеет физического облика. Бог бессмертен. Бог – Дух.
Бог – Личность.


Верховное, абсолютное совершенство должно быть личностным. Когда мы говорим о личности, мы говорим не о лице в смысле физиономии.


Личность – это тот, кто может сказать – Я.


Главное имя Бога – Сущий. «Бог сказал Моисею: Я есть Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 14).


У Бога есть желания.
Богу нужно что-то от нас Ему не для того, чтобы Ему стало лучше, а потому, что Он нас жалеет. Он жалеет нас, любит нас, заботится о нас, гневается на нас. Наши чувства есть отражение чувств Бога, только у Него чувства чистые, а у нас нет.


Бог имеет характер.
Теперь несколько слов о характере Бога. Что такое характер? Буквально это очертание. У человека это характеристика воли, чувств. Когда мы говорим о Боге, мы говорим, что у Него есть ум, воля, чувства. Мы сотворены по Его образу. Ум Божий, однако, отличается от нашего.


Азбука.ру:
7.Николай Иванович Сагарда
Труды
патрологии. Том I. Святые отцы II-IV вв. – Святой Иларий, епископ Пиктавийский – мученик Иоанн Васильевич Попов:


В Библии, обращающейся к религиозному чувству человека, истина дана не в отвлеченной, а в конкретной форме. Соответственно этому Писание изображает Бога в виде совершенной Личности, чуждой каких бы то ни было ограничений и свободной от недостатков морального или метафизического характера.


...Вторая группа предикатов характеризует Бога как Личность, совершенства Которой не имеют никаких границ и принадлежат Ей в превосходной степени. Сюда относятся всеведение, святость, благость, справедливость. Из этих двух групп Божественных атрибутов первая отличается более философским характером, вторая религиозным, первая указывает на метафизические, вторая на моральные совершенства Бога, первая стоит ближе к философии, вторая к Библии.


Личный Бог Троица.


Поскольку в Писании Личный Бог до Творения одновременно предстает и как Отец и как Сын и как Святой Дух являясь по природе всецело духом и высшим разумом, Отцы Каппадокийцы нашли верное объяснение Триединого Бога отталкиваясь от духовной (разумной) природы человека. Высшая часть природы человека - нетварный дух святости, вдунутой в него Совершенной Личностью, Высшей Разумностью. Понимая, что Высший Разум есть источник всякой святости и любви, Отцы, сопоставили три Ипостаси Высшего Разума с тремя Лицами Личного Бога Писания. Ипостась мышление (Ум, Единое) соотнесли с Лицом Бог Отец, ипостась мысль (Слово, Единичное) с Лицом Бог Сын и ипостась образ мысли (Дух, Единящее) с Лицом Святой Дух. Разумность есть Мышление (Отец) порождающее Мысль (Сын) и изводящее Образ Мысли (Святой Дух)


Соотнесение трех Лиц Личного Бога с Ипостасями Его Духовного Разума было гениальным прозрением Отцов, оно совершенным образом передавало и сохраняло дух монотеизма, персонализма и тринитаризма пронизывающий собою все Священное Писание. Любые другие трактовки Троицы (модализм, арианство, троебожие) страдают незавершенностью и не передают полноты истины об Абсолютной Истине, Всесовершенном Личном Боге Духе едином по Природе и троичном в Лицах-Ипостасях Своей единой Природы.


Православная Энциклопедия:


Учение о Святой Троице – основа христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».


Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.


Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь.


Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.


Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».


Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св.


Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.


Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом.


Бог (Личность) обладает всесовершенным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога (Личности) имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов."


Важно: Далее Отцы сосредоточиваются собственно на Троице Лиц и их ипостасных отношениях. При этом держа в уме и подразумевая, что речь идет о Едином Личном Боге, Его Разуме и трех личных Ипостасях Разума Личного Бога.


Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Максим Исповедник.


Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном.


Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).


Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству.


Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других.
Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое.


Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин.


Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности.


Отец есть (Личный) Бог, а не треть Бога, Сын также есть (Личный) Бог и Святой Дух – тоже (Личный) Бог. Но и все Три вместе не есть три (Личных) Бога, а один Личный Бог, Совершенная Личность Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну."


Личный Бог Дух один, Его Высшая Природа (Духовный Разум) - одна, Ипостасей-Лиц Разума Три (Три Самосознания Личного Бога), и не Три Бога, А Бог один.


Личный Бог живет своею внутренней жизнью, сутью которой является любовное общение трех Его Самосознаний-Лиц, вечно нераздельных и неслиянных. Это Божественная Жизнь Личного Бога Творца духовного и материального мира.


Личный Бог (Я, Дух) един по природе (дух, разум) и троичен в Лицах единой природы (духа, разума).


Разум не существует сам по Себе, он всегда принадлежит Личности.


"...Она обоснована лишь в христианстве. – Бог есть Личный Бог потому, что Он – единство (единая сущность) в трех Ипостасях. Трисиятельное Божество не определено, а распределено внутри Себя, не ограничено, а саморазграничено без умаления Его совершенного единства.


Иерей Даниил Сысоев:
Курс лекций «Догматическое богословие»
Одна из самых сложных тем – учение о Пресвятой Троице. Когда мы рассказываем о каком-либо догмате, то сначала должны дать его описание, а потом его проиллюстрировать. Когда мы говорим о Троице, то должны сказать: « (Личный) Бог (по содержанию) – единая Сущность (одно царство, одно могущество, одна власть, одна сила, (один разум), пребывающая в трех Личностях (трех Я, трех Самосознаниях)»


Действия Троицы.
Бог триедин в вечности и всегда действует как Пресвятая Троица. (Личный Бог в самосознании) Бог Отец – замышляющая причина, (Личный Бог в самосознании) Бог Сын – творящая сила, Личный Бог в самосознании) Бог Дух Святой – сила, приводящая к совершенству. Это касается творения: (Личный Бог) как Отец (мышление, ум) задумал, (Личный Бог как) Сын (мысль, Слово) сотворил, (Личный Бог) Дух Святой (образ мысли) приводит в совершенство. Это касается дарования закона, гибели Содома и Гоморры, боговоплощения и так далее. В боговоплощении (Личный Бог) Отец (мышление) отдает своего Сына (мысль, Слово) в жертву за людей. Но почему не Сам (Личный Бог) Отец (мышление) воплощается? Потому что Он не рожден, и если бы Он родился на земле, то изменилась бы Его природа, ипостасные свойства. Если ли бы (Личный Бог) Дух Святой (образ мысли) родился, он перестал бы быть (Личным Богом) Духом. В силу этого воплощается именно (Личный Бог) Сын (мысль, слово), чтобы Божественная природа не изменилась. Это говорит о том, что человеческое рождение сродственно Божественному рождению, это один из отпечатков образа Божиего в человеке. Даже рождение животных – далекое эхо Божественных отношений. Весь мир пронизан духом Божественной жизни.


Объяснение догмата о Пресвятой Троице.


Самый главный пример, который мы должны использовать, чтобы объяснить догмат о Пресвятой Троице, особенно мусульманам – это пример человека. Человек – ум, слово, душа (т. е. жизнь, которая оживляет тело, или дыхание, которое выражает слово). Дыхание связано с жизнью (живешь – дышишь), но дыхание дает нашему слову возможность себя проявить. Также наш разум: он всегда имеет в себе способность словесного выражения и имеет, собственно, жизнь, но при этом жизнь и разум – не одно и то же, и разум без жизни не существует. Есть слово, свойственное разуму; не может быть разума, не обладающего способностью к говорению. Если мы не можем мыслить, то мы и не существуем. Бог Отец – это ум, поэтому Он называется мирородным Умом. Ум, который выражается через Свое Слово (Христа) и Дух (дыхание), который это слово передает людям. Мы верим в одного Бога, Его Слово и Его Дух."
То есть Мы, личности, верим в Личного Бога, в Его Духовный Разум с Его ипостасями Отцом, Словом и Духом.


Для краткости обычно остается за скобками Личный Бог и Его Духовный Разум (Природа) и говорим о Трех Ипостасях Разума равно исполненных святости и Любви - которым и поклоняемся.
Но имя Бог - всегда оставляем за Личным Богом!


Поклоняясь Лицам Святой Троице, поклоняемся Высшему Разуму и Его Носителю, Личному Богу, так как знаем, что Три Лица и есть сам Личный Бог в трех Самосознаниях Своей Природы.


Еще раз о ересях Савеллиана и Ария кратко:


У Савеллия Бог Троица словно занятый человек который должен делать все сам и по порядку.
Скажем есть у человека три дела: сходить купить продукты, приготовить и поесть. А природа человека насытиться. И вот имеем три ипостаси: человек ходок, человек повар, человек едок. Три дела сделано, теперь можно и отдохнуть. Теперь и не ходок, не повар, не едок. Вот суть Троицы по Савеллиану. Разум (Личный Бог) выполняет три задачи попеременно. Как, чего там внутри у Бога - неважно, важно, что дело делается.


У Ария все по-другому. Он решил описать Троицу уподобив Ее трехчастной природе (дух, душа, тело) человека, только идеальной.


Дух - это нетварный Бог Творец, Душа - это тварный Бог Сын, Христос, Духовное тело - это тварный и не Бог Святой Дух.
Видим, что Арий проявил любопытство по отношению к сущности Троицы. У него Троица это Бог тройной природы в трех Лицах: Отец - во всех отношениях Бог, нетварный и полный по божеству, Сын тоже Бог, но тварный и божества меньше, а Святой Дух это тварный служебнный дух, не Бог, а духовное тело Христа.


Отцы, повторю, рассматривали Троицу только как трансцедентный по природе дух - и с полным основанием, ибо руководствовались Священным Писанием под водительством Святого Духа.


Поэтому Святая Троица у них это Ум, Слово и Святой Дух - ипостаси Духовного Разума который есть высшая Природа Личного Бога.


Аминь.


Примечание:


1.Для облегчения восприятия и понимания Св. Троицы. предлагаю следующий способ:
Нарисуйте большой круг. Это Бог Личность, Личный Бог, Полное Целое, Триединый Бог.
В этом круге нарисуйте меньший круг - это высшее Содержание Личного Бога - Разум.
Нарисуйте круг внутри второго круга. Это содержание Разума: Мышление (Ум, Отец), Мысль (Слово, Сын), Образ Мысли (Святой Дух). Отступив на сантиметр от краев нарисуйте внутри еще один круг. Разделите пространство между этими кругами на три равных части. Верхняя часть это ипостась Разума Лицо Отец, две по бокам - это ипостаси Разума Лицо Сын и Лицо Дух. соедините их стрелочками обозначив личные отношения.
Круг внутри Ипостасей - это их общее содержание (Святость и Любовь).


2."Соборной» в применении к Церкви вовсе не значит «сходящейся на соборы», «признающей соборы, как высший авторитет» и т. п. Такое толкование получилось чрез противопоставление слова «соборный» римско-католическому синониму слова «кафолический» – слову «папский».


«Соборный» значит собранный из множества в единство, единый во множестве, всеединый или – со стороны более внешней – согласованной. Переводом его на немецкий язык будет не «konzibiarisch», a «symphonisch». Соборность Церкви констатирует ее «соборы», а не обратно."