В рамках текста ВЗ и теологии конечно – от политеизма к монотеизму. Эволюция это изменения.
Традиционно в Пятикнижии дан монотеизм, как Откровение единственного Бога, которое записал Моисей. Никакой эволюции и реформ не предусматривается. Но текст не показывает монотеизма. С одной стороны бог локальный и племенной, местами даже антропоморфный видом, и другие боги тоже есть. С другой присутствуют сыны Бога, что в древности не метафора, а теологическая концепция – рождения, а не сотворения как например Ангелов. И таких сыновей целая свита, как некая семья богов на Олимпе во главе с Зевсом.
Далее у некоторых пророков Бог становится универсальным, сыновья уже отсутствуют. Впрочем вместе с этим иногда усматривается неясная сущность, некий посредник – Ангел Господень, или сам Господь, или молодой бог по отношению к старшему, вобщем неясно. Одни библеисты усматривают в этом эволюцию освящения/ отделения Бога при помощи высокого посредника от материального мира. А другие, следы включения бога Яхве в ханаанский пантеон с верховным Богом Элем. Сначала этаким младшим богом, одним из сыновей Бога, опекающим один народ, как другие – остальные народы, потом совмещенный с Элем монотеизмом, а следы остались. И всё это не монолитно, от книге к книге, от пророка к пророку (тоже самое к слову с мессианством)
Эволюция это или нет?
Но очевидные вопросы: 1. чем это отличается от других религий 2. авторство, кем и когда написано, историчность и достоверность 3. степень богооткровенности, и что такое пророчество – "И сказал Бог" или так разивалась философия 4. как совмещается с христианской экзегезой
Не нашел такой последовательности в других главах, к примеру в Бытие 3 наоборот.Разумеется, нет.
В разговорах между персонажами этой истории речь о Яхве. При описании событий боговдохновенным автором - Элохим. Автор последовательно проводит это различие в данной истории.
Это из иудаизма наверное, про скрытые смыслы употребления слов, а потом еще букв. Насколько знаю, не все верующие иудеи считают и считали это обязательным.Ни один верующий не скажет, что Бог вложил в Своё Писание два разных слова с одним смыслом.
Да, но они были без стен: "Города Ханаана были неукреплёнными, не имея стен, которые могли бы пасть, хотя в Библии и описывается разрушение Иерихона, Лахиша, Мегиддо и др". Завоевание ХанаанаАрхеология находит хананейские города до И.Навина.
Встречается такое объяснение от верующих библеистов на скорую руку, что как бы можно отказаться от простого смысла, а продолжить как толкование мифов, и видимо подразумевая, что совершенно без потерь.Что ж, осевое время - это переход от мировоззрения, названного мифологическим. Это в любом другом, в т. числе и нашем мировоззрении к числам относятся как к числам. В то время с нашими подходами нас могут ожидать большие сюрпризы. Если для нас это противоречие, то для человека тех времён этого противоречия возможно не существовало.